1917-й и современное образование, или Среда Петрова №47

29 ноября 2017

Вчера проводил семинар для учителей истории. Рассказывал про информационные ресурсы, посвященные событиям столетней давности.

1917-й

Весь прошедший год мы жили под флагом революции. Не очень-то заметно, скажете вы, и будете абсолютно правы. С этой идеей прожили только те, кому интересна история страны, но не махания флагом, а для ее изучения, понимания проблем, может быть, даже пороков, рассуждения и дум, а что же сделать, чтобы в ней стало лучше жить историкам и исследователям.

Интернет приготовил несколько отличных исторических проектов, начиная от «Свободной истории» и «Арзамаса» до «Алфавита революции» и специальной революционной вкладки «Хроники Приангарья». Кроме того, в сеть выставлены сотни аудиороликов, когда о задачах и результатах революции говорят ее настоящие участники – Ульянов (Ленин), Троцкий, Калинин и другие революционеры. 

Мы специально бегаем по магазинам, покупаем книжные новинки, а потом сравниваем мемуары известных политиков, убежавших из России, таким образом, спасав себе жизнь, с маленькими дневничковыми записями молодых и юных лиц, как 12-летняя Таня Сухотина, она же внучка великого Льва Толстого, которая написала, как в дни февральской революции «неслись пять кур: желтая с грудинкой, черная, которая клюет яйца, ручная, черная с маленьким хохолком, которая несет маленькие яйца, черная с маленьким гребешком и неизвестно какая». 

Или история 18-летней Елены Синявиной из-под Новгорода, которая «вчера узнала из газет о переменах в составе правительства и искренно опечалилась». А еще мы смотрели фильмы, мультфильмы, докфильмы…что только не смотрели.

А потом встает одна молодая участница семинара и говорит: А вообще-то у нас на всю Великую Отечественную войну 140 минут по плану.

И тут наступила тишина. За несколько секунд у меня перед глазами пролетел вся моя школа с пятью уроками истории еженедельно в старших классах, когда мы в течение двух месяцев разбирали военные события, говорили о трагедии народа, красили контурные карты, «освобождая Берлин и Прагу». А теперь на всё - про всё три урока.

Для меня семнадцатый год не ограничивается фактическим 1917 годом. Все, что было потом, - прямое продолжение событий вокруг Зимнего и «Авроры». Поэтому мы должны знать правду, читая документы, источники о НЭПе и коллективизации, репрессиях и комсомольских стройках, перестройке и войне. Войне, особенно. Она задела всех нас, и эти истории еще живы в семьях. Только через личное участие можно познать историю. 

Перефразирую рекламу иногда так и слышишь вокруг: у тебя не посадили отца в тридцать седьмом, или он не был убит под Орлом, или ты не держал плакат «Соблюдайте Конституцию!», тогда мы идем к вам. Вспомнили про порошок, о котором много лет болтали со всех каналов? А вот о революции и человеческих трагедиях либо ночью, когда большинство спит, либо на «Культуре».

Поэтому тема про революцию и информационные ресурсы была выбрана правильно. Не будем лукавить. Еще Ленин говорил, что печать - оружие в руках врага и часто не менее опасно, чем бомбы и пулеметы. А еще Ленин критиковал своих за политическую трескотню, малое место политической агитации на старые темы и малые тексты о строительстве новой жизни. 

Сможем ли через новые ресурсы рассказать о том, что все произошедшее сто лет назад было неслучайностью. Об этом нужно серьезно говорить, постоянно, вдумчиво, и не только в среде Петрова.

                                                                                                                 Алексей Петров, историк

Фото с портала Историк.рф

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также