90 лет назад началось строительство Иркутского авиационного завода

30 марта 2022

28 марта 1932 года нарком тяжёлой промышленности СССР Григория Орджоникидзе издал приказ № 181 о строительстве авиационного завода в Иркутске. Завод получил название «Иркутский авиационный завод № 125».

Начальником строительства был назначен И. Н. Бычков, директором – Александр Данилович Люшинский, техническим директором – Давид Моисеевич Хомский. Однако к концу года обе должности (начальник стройки и директор завода) занял Владимир Григорьевич Ирьянов. 

Строительство велось на сильно заболоченной местности в тяжёлых условиях. Люди на строительство приезжали из ближних и дальних деревень. В июле 1932 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о шефстве над строительством завода и направил в Иркутск по комсомольским путёвкам 1 300 молодых строителей из Белоруссии, Украины, Московской области, Северно-Кавказского края, Дальнего Востока, Ленинграда. В июне - июле 1934 года прибыл ещё один отряд комсомольцев – 140 строителей из Свердловска и Западно-Сибирского крайкома ВЛКСМ. Тогда же стали приезжать и выпускники авиатехников Москвы, Таганрога и Воронежа. Завод приступил к постройке первого своего самолёта - истребителя-моноплана И-14. 

Начало Великой Отечественной войны застало 125-й завод за освоением серийного производства пикирующего бомбардировщика Пе-2. Осенью 1941 года в Иркутск на площадку завода № 125 был эвакуирован из Москвы старейший авиационный завод № 39 имени Менжинского, также выпускавший самолёты этого типа. 

Параллельная работа двух предприятий в одних цехах продолжалась около двух месяцев, после чего вышел приказ наркомата авиационной промышленности № 1139 от 8 декабря 1941 года об объединении двух заводов в один и присвоении ему № 39. Директором объединённого завода стал директор иркутского завода № 125 Израиль Борисович Иосилович. 

Вместе с номером иркутский авиазавод унаследовал от московского и две государственные награды - ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. 

Кроме того, к Иркутскому авиазаводу были присоединены на правах филиалов Улан-Удэнский вертолётный завод № 99 и Государственный авторемонтный завод № 104 Иркутска. 

Объединённый завод начал работать по суточному графику, отчитываясь ежедневно о выполнении производственного плана перед наркоматом. В самый сложный период войны Иркутский авиазавод дал фронту 730 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и 134 дальних истребителя Пе-3, после чего в ноябре 1942 года переключился на производство дальних бомбардировщиков Ил4. Внедрение в серию этой машины заняло рекордно короткий срок - четыре месяца. Завод № 39 выпускал по два тяжелых самолета в сутки и в общей сложности построил 919 машин этого типа. 

Параллельно с Ил-4 в 1943 году было развернуто серийное производство дальнего бомбардировщика Ер-2 с дизельными двигателями. Самолёт имел много сварных узлов, и заводским технологам пришлось осваивать новые технологические процессы. Для ускорения темпов выпуска были внедрены поточные линии, число которых к 1945 году составило 45. 

Всего за годы Великой Отечественной войны 39-й авиационный завод передал фронту 2 174 боевых самолёта, к которым следует добавить также опытный экземпляр дальнего бомбардировщика Ил-6, построенный в Иркутске. 

Укрепилась производственная база предприятия, были возведены новые цеха и испытательные стенды. Численность персонала возросла вдвое, инженерно-технические работники приобрели неоценимый опыт высокой технологической мобильности.

По материалам Государственного архива Иркутской области и открытых источников. 

Фото с официальной страницы Объединенной Авиастроительной корпорации 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также