Иркутск и другой мир

30 мая 2018

Елена Коркина, исследователь, участник проектов ЦНСИО, рассказывает.

коркина

Вчера был вечер подарков. Гуляли до дома с презентации - погоды, набережные, мороженое. И вдруг встречаем его. Как исконно помоечные люди, давай копаться в ящике, дергать трухлявую шерсть из старой ушанки, вертеть надписи всяко-разно, предполагать происхождение и назначение. Сегодня я даже хотела вернуться за ним, пишу Фаддеевой, а она еще вчера его себе утартала. Кто бы сомневался. Но мне досталось кое-что другое.

Еще на стадии копания в хламе нас заметила девушка. А когда мы начали обсуждать цикорий - включилась в разговор. Сначала я подумала, что это один из тех странных людей, которые часто заговаривают на улице с теми, кто, видимо, тоже выглядит странно. Тем более вступила в разговор она безо всяких реверансов - фразой "Всё сходит на нет. Вкусы нынче не те". "В мою коллекцию к "Всё отменили" и "После объединения с Узбекистаном станет полегче". Ни дня без экземпляра" - подумала я.

Но потом она начала говорить про город. Про то, как любит старые здания, про то, как раньше все cтроили изящно, и как стало мрачно и уродливо. Про то, как вот на эти балконы поутру выходили утонченные аристократы. И как она отдаст дочку, когда та подрастет, в школу высоких манер, где "Мадам, месье, реверансы", чтобы она знала, что с людьми можно разговаривать и общаться вот так, "без этих всех слов". Звучало это как будто наивно, но не как заученные разговоры иных людей постарше о канувшей в небытие зелени травы.

Она прошла с нами от Антея до светофора на Ленина, перешла дорогу и вдруг начала говорить про театры и филармонию. Как их водили туда в детстве. Как ей было там хорошо. Как ее лечила красота и как эти походы давали ей надежду. Мы стояли в это время у ТЮЗа-филармонии. И говоря про них, она гладила здание взглядом. Это была явная физическая привязанность к чему-то очеловеченному. Про старый ТЮЗ, стоящий в разрухе уже который год, она говорила через лица. Что там раньше были такие красивые лица на здании, "святых или кого-то вроде", а теперь они исчезли и уже никогда не вернутся. И еще рассказывал про почти мифологических людей - тех, кто работает внутри этих зданий, создает красоту.

Это было вхождение в другой мир. Мир человека, которого еще совсем малышом жизнь вывернула наизнанку: девушка жила в приюте. И оттого этот невероятный взгляд - на театры, на здания, на историю. Вроде бы, формально напоминающий какое-то нафталиновое говорение о высокой культуре, но выросший из другого и выстраданный собственным опытом. Впервые вблизи видела такой яркий случай, когда провинциальный театр, который благополучные дети вроде меня часто любят за антракт и буфет, для кого-то стал экзистенциальной соломинкой. 

Другой мир, который как подарок ко мне пришел. Хватило реакции догнать и взять телефон для интервью про отношения с городом. Такого собеседника в своем кругу не найти. И в его круг на раз не попадешь. Только когда он сам почему-то к тебе потянулся. А я все маялась, где брать для интервью других людей - из других миров. Знакомые дело хорошее, но это такое ограниченное пространство. Думаю: ну, сделаю для начала несколько, проанализирую, потом буду искать дальше. И вот. И вот оно само. Такая удача.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также