30 августа 1908 года в Иркутске открыли памятник императору Александру III
30 августа 2018
«Глагол» вспоминает об этом событии по материалам иркутских историков Алексея Гаращенко и Евгения Шободоева.
Памятник Александру III был заложен в честь окончания постройки Транссибирской железнодорожной магистрали. Его поставили на середине сибирского отрезка рельсового пути в Иркутске, против улицы Большой (ныне - Карла Маркса). По замыслу должно было быть воздвигнуто три памятника императору: первый должен был стоять в начале пути в Петербурге, второй – в Иркутске, посередине пути, и третий - на привокзальной площади во Владивостоке. Но «повезло» только Иркутску, где он появился.
Строительство железной дороги после прихода Ермака считалось вторым открытием Сибири, а император Александр III был покровителем этой стройки. Земельный участок для будущего памятника был выбран на правом берегу Ангары строго по оси улицы Большой. Напротив памятника располагается железная дорога и отчетливо видны здания и сооружения Иркутского вокзала. Недостаток места заключался в том, что он спускался к реке и во время паводков размывался водой: земляной вал не спасал, и было решено соорудить новую защитную дамбу, постепенно засыпая землёй склон и небольшую протоку Ангары, расширить площадь, подняв ее уровень почти на метр.
Важнейший вопрос - в какую сторону должна быть повернута бронзовая фигура императора? Рассуждали так: если повернуть фигуры лицом к городу и спиной к реке, то терялась основная мысль сооружения памятника, а именно на этом месте, на берегу Ангары, против проходящего Великого Сибирского пути. При обращении статуи лицом к реке и спиной к городу оправдывалась основная мысль, но со стороны города памятник многое терял, и столица Сибири была бы обижена таким обращением к ней царя, призывавшего весь край к новой жизни. При постановке фигуры в профиль разрешались удовлетворительно обе задачи. Таким образом, решили поставить статую царя профилем с поворотом левого плеча к городу.
В 1902 году был объявлен всероссийский конкурс на сооружение монумента и сбор пожертвований. В числе участников конкурса был академик Роберт Бах, известный памятником А. С. Пушкину для Царскосельском и памятником М. И. Глинки в Москве. Его проект и получил первую премию в две тысячи рублей.
Проект академика Баха был одним из самых простых по реализации идеи и недорогих по затратам. Всё дело в том, что академик Бах с самого начала понял свою задачу. Он задумал памятник не столько царю, сколько великому историческому делу. Его проект почти не требовал доработок, за исключением того, что ему было предложено увеличить фигуру самого императора Александра III почти на 1,5 метра. Император был представлен не в парадной царской одежде, а в атаманском мундире сибирских казаков, в широких шароварах, заправленных в сапоги. Высота всего памятника должна была составить 11 метров, а высота фигуры - примерно 5 метров.
Кроме того, академик создал хорошую архитектурно - скульптурную композицию на тему исторического прошлого Сибири, которая явилась подлинным шедевром. Отливали памятник в Петербурге, и выполнен он был не хуже известных столичных монументов. Фасад памятника украшали с четырех сторон гербы крупнейших сибирских городов: на северо-западном углу помещён герб Красноярска (лев, который держит в лапах лопату и серп); на юго-западном углу - Иркутска (бабр, несущий в зубах соболя), на северо-восточном углу вписан бронзовый герб Якутска (орёл, несущий соболя), а на юго-восточном углу помещён общесибирский герб, который появился в конце XVII века, когда впервые был составлен государственный герб России. На нём изображено два соболя, поддерживающих царскую корону и лук с перекрещенными стрелами. Все изображения выполнены в технике плоского рельефа и помещены на геральдических щитах.
Идея значения Великого Сибирского пути в деле единения Сибири решалась символически с помощью размещённых по периметру пьедестала цепей и гирлянд, которые и соединяли эти гербы. С трёх сторон: южной, западной и северной в нишах установлены архитектурные портреты людей, оставивших знаковый след в истории Сибири: Ермака, графа Михаила Сперанского и генерал-губернатора Николая Муравьева- Амурского. Ермак первым продвинулся вглубь Сибири за Урал и положил начало заселению края русскими. Граф Сперанский оказал серьезное влияние на судьбу города. По его инициативе Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. При нем Иркутск стал административным центром территории от Енисея до Тихого океана. Генерал-губернатор Муравьев-Амурский заключил Айгунский договор с Китаем о присоединении левого берега Амура к России и организовал экспедиции Невельского, в результате которой был установлено, что Сахалин является островом.
Закладка фундамента состоялась 22 июня 1903 года и представляла собой торжественный молебен с крестным ходом, сбором войск местного гарнизона в присутствии многочисленных жителей города. В основание фундамента было положено несколько камней и серебряная доска с надписью о закладке памятника. Работы по устройству фундамента не прекращались ни на один день. После окончания работ по фундаменту остро встал вопрос о сооружении пьедестала.
Решение вопроса пришло неожиданно. В январе 1904 года иркутский генерал-губернатор Павел Кутайсов находился в Петербурге. Там к нему обратились представители общества «Гранит», фирмы по изготовлению изделий из финского гранита, известной своей добросовестностью и качеством. Но начало русско-японской войны и революционные события последующих лет надолго затормозили работы над памятником. Пришлось на неопределённое время просить фабриканта Гоне сохранить все скульптуры у него на складе.
Получив согласие фабриканта, всё было застраховано и законсервировано. Ситуация круто изменилась в 1906 году, когда вновь был утверждён проект договора с обществом «Гранит» о сооружении пьедестала, причём на все работы предполагалось затратить не более года. Пьедестал в целом был готов в начале 1908 года. Он был помещён на квадратный, ступенчатый цоколь. Сам постамент был выложен финскими мастерами из полированного гранита. Он имел шероховатую поверхность и был составлен из отдельных небольших блоков, его цоколь, наоборот, имел неполированную поверхность и был выполнен из крупных гранитных блоков. Находился он в небольшой излучине речного берега и очень интересно воспринимался при подходе к нему вдоль набережной Ангары, но лучше всего - при подходе с улицы Большой.
Открытие памятника было назначено на 30 августа 1908 года. Разработанный церемониал был выполнен с точностью, поэтому торжество прошло на высочайшем уровне. Программу, посвященную открытию памятника державному основателю Великого Сибирского железнодорожного пути, проводило руководство железной дороги, инженеры путей сообщения, интеллигенция того времени.
С восьми часов утра население города было оповещено о предстоящем торжестве пятью пушечными выстрелами. К девяти часам утра все войска, которые участвовали в параде, заняли свои места. Учебные заведения собирались у Собора Богоявления, откуда вышел крестный ход, следуя по улицам Амурской \ Большой. Во время его следования войска по пути отдавали установленную честь. По прибытии крестного хода на площадь перед памятником состоялся молебен.
Во время исполнения певчими «Вечной памяти» с памятника была опущена завеса. Затем войска отдали честь, после чего был произведён салют из орудий, на колокольнях всех церквей слышался колокольный звон. После этого Архиепископ обошёл вокруг памятника и окропил его Святою водой, после этого был исполнен гимн и возложены венки. Так как отношение к открытию было разным, поэтому заранее принимались меры предосторожности. Площадь и подходы к ней были оцеплены нарядами полиции и воинскими патрулями, была введена особая пропускная система по пригласительным билетам. Лишние на открытие не допускались.
Ограда у памятника появилась позже - в 1912 году – она была изготовлена в Петербурге в виде чугунной решётки с замысловатым рисунком - растительными мотивами и многочисленным повторением изображения Георгия Победоносца, герба Московского княжества. На гранитных столбах по углам были установлены чугунные фонари. Ажурные решётки в сочетании с угловыми фонарями на фигурных столбах придавали ограде классическую законченность.
Однако памятнику, строившемуся на века, была уготована короткая жизнь. Через двенадцать лет, с установлением Советской власти, в Иркутске начались преобразования, в ходе которых пострадал и памятник. В первомайский праздник 1920 года с пьедестала свергли статую императора Александра III. Сведения о судьбе бронзовой скульптуры достаточно противоречивы. Достоверно известно только, что сразу после снятия с постамента ее поместили во дворе здания музея ВСОИРГО. По некоторым сведениям, верхняя часть скульптуры долго хранилась во дворе музея, вся остальная часть была пущена на переплавку.
Уже 7 мая 1920 года местная газета «Власть труда» опубликовала сообщение, что на развенчанный пьедестал памятника предполагается установить статую рабочего – «символ русской революции», и в скором времени будет объявлен всероссийский конкурс проектов. В конце того же года постановлением президиума Иркутского городского совета от 3 ноября 1920 года среди прочих переименовании Александровский сквер стал сквером Парижской коммуны.
После смерти В. И. Ленина широко распространилась идея создания монументов, достойных великого вождя. Не стал исключением и Иркутск. В среде художников и скульпторов развернулась, в том числе на страницах губернской газеты, полемика, в центре которой находился развенчанный пьедестал памятника Александру III.
Некоторые из художников предлагали после окончательного удаления с него всех старых символов и соответствующей переделки деталей установить статую В. И. Ленина. Другие категорически им возражали и требовали возводить памятник совершенно заново, чтобы бюст Ильича не стоял «на месте старого самодержавного тирана». Дальше всех в этом направлении продвинулся известный иркутский художник и скульптор Константин Померанцев, предложивший у подножия постамента поставить фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и работницы, а горельефы генерал-губернаторов заменить героями этапов революции - Халтуриным, Плехановым и Свердловым.
Когда статуя Ильича, отлитая из бронзы в полный рост, прибыла в Иркутск, то, к счастью, от установки на этом месте отказались, так как размеры её оказались слишком малы. Статую увезли в Бодайбо, и проект, к счастью, реализован не был.
Вернулся император в Иркутск в сентябре 2003 года. Сорок три года монумент просто пустовал. Затем туда собирались установить памятник Григорию Шелихову, но, как говорится, не срослось. В 1964 году установили шпиль, которому студенты тут же придумали много разных прозвищ. В начале девяностых пошел разговор о восстановлении памятника. Пятнадцать лет назад все получилось у тогдашнего руководства Восточно-Сибирской железной дороги. Теперь это одно из самых любимых мест иркутян и гостей города.
С днем рождения, Александр!
Фото из книги Сергея Медведева и открытых источников
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!