Иркутский «Рассвет»: лечить неизлечимое
30 декабря 2022
В Иркутске работает адаптивно-педагогический центр для детей с расстройствами аутистического спектра «Рассвет».
«Моё счастье складывается из секунд и моментов, которые для других людей настолько простая обыденность, что они не придают этому значения, а для тебя - облегчение и маленькое чудо. Счастье родителей особых детей, как и сами дети, тоже «особое».
В адаптивно-педагогическом центре для детей с расстройствами аутистического спектра «Рассвет» ребятам оказывают психологическую и терапевтическую помощь, занимаются их развитием и образованием, а родителям помогают найти подход к ребенку.
Об аутизме, его проявлениях и людях, имеющих данный диагноз, нам рассказали начальник экспертного отдела, куратор и учитель-дефектолог Елена Михеева и специалист по связям с общественностью Елизавета Клинова.
Центр был организован в 2018 году родителями детей с РАС. Ещё с десяток лет назад дети делились на категорию обучаемых и необучаемых. Во вторую категорию попадали дети с множественными болезнями и диагнозами, в том числе и с РАС. Для них не было специальных образовательных организаций. Сейчас этих категорий не существует, и, как следствие, возникла потребность в обучении разных детей.
Обычные образовательные учреждения в большинстве случаев не приспособлены к взаимодействию с детьми с аутизмом. Из-за некоторых трудностей в коммуникации их зачастую переводят на домашнее обучение.
Елена Михеева: Услуги в нашем центре частично оплачиваемые. Есть занятия в рамках проекта - они бесплатные. Для тех, кто не попал в эти проекты, услуги платные, но мы всё равно пытаемся сделать их как можно более доступными.
В «Рассвет» можно попасть, записавшись на консультацию, в ходе которой специалист вам всё объяснит (контактная информация есть на сайте центра).
Елена Михеева: Специалисты в области прикладного анализа поведения: инструктор, который работает с ребёнком (дефектолог, логопед, психолог, учитель), куратор, который составляет поведенческую программу, и супервизор - научный руководитель.
Центр «Рассвет» применяет АВА-терапию (прикладной анализ поведения). В рамках этой терапии работают именно с поведением, формируют социальные связи, реакцию на имя, навыки самообслуживания и коммуникации.
Большую поддержку «Рассвет» получает от фондов, принимает волонтёрскую помощь в проведении благотворительных акций и мероприятий, творческих мастерских, либо денежную: финансовые пожертвования на сайте центра.
Елена Михеева: Мы хотели бы подключать людей к нашей деятельности, чтобы они знали, что такое РАС, и не пугались этого.
РАС не диагностируется ни на стадии беременности, ни сразу после рождения. До определенного возраста ребенок развивается как обычный нейротипичный человек, а позже наступает регресс, и он начинает терять уже приобретённые навыки самообслуживания, социальные навыки, ему может быть тяжело воспринимать громкие звуки, также пропадает реакция на родителей, на своё имя. Зачастую это происходит к 1,5-3 годам.
Аутизм - это неизлечимое расстройство, в которое входит в ряд нарушений, связанных с социальным взаимодействием, коммуникацией и воображением. Центр по контролю и профилактике заболеваний в США говорит, что люди с этим диагнозом составляют 1% от всего населения, что достаточно большой показатель.
Существует немало мифов об аутизме, которые Елена Михеева и Елизавета Клинова развеяли для нас
«Все люди с РАС – гении».
Самое распространённое заблуждение. Но на самом же деле, большие познания в какой-либо области просто указывают на сильную заинтересованность в ней.
«Дети с РАС рождаются только в неблагополучных семьях».
Такие дети могут родиться в любой семье. Это зависит не от уровня благополучия, а от генетической предрасположенности.
«Если человек с аутизмом не говорит, то у него умственная отсталость».
Устная речь – не единственный способ взаимодействия. Если у ребёнка с РАС нет речи, то в процессе его терапии вводятся альтернативные способы коммуникации.
«Дети с аутизмом не хотят общаться с другими детьми».
Это не так. Дети с РАС хотят взаимодействовать с окружающими, но из-за нарушений навыков коммуникации, они не знают, как это делать.
Елена Михеева: Надо понимать, что мы все разные и имеем свои особенности во внешности, характере. Проявляйте терпение ко всем окружающим.
Не нужно делать родителям детей с РАС замечания, о том, что их ребёнок невоспитанный. Дело не в невоспитанности, это происходит опять же из-за нарушений в коммуникации, ребёнок просто не может привычным нам способом объяснить, чего он хочет.
Елизавета Клинова: Если вы будете уважительно относиться к любому человеку, то это уже хорошо. Неважно, какой у него диагноз и есть ли он вообще.
Только глубокое изучение вопроса поможет нам избежать распространение предрассудков и некорректного обращения к разным группам людей. В данной статье мы поделились с вами достаточным минимумом информации, которая даст вам представление об аутизме и о тех, кто столкнулся с ним.
Юлия Гедвило, специально для «Глагола»
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!