16 августа 1898 года в Иркутск пришел первый поезд
31 мая 2018
День железнодорожника в 2018 году работники ВСЖД отметят не как всегда: 4 августа на вокзале станции Иркутск-Пассажирский пройдет театрализованное костюмированное представление, посвященное 120-летию приезда первого поезда.
В главной роли в исторической постановке выступит… паровоз. Для воссоздания событий августа 1898 года железнодорожники подготовят ретро-поезд и специальные декорации.
А еще, говорят, в Иркутске снимут «ремейк» знаменитого фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда» - документальный фильм, посвященный истории Восточно-Сибирской железной дороги.
Заместитель директора музея истории ВСЖД Александр Хобта рассказывает про события того воскресенья, 16 августа 1898 года:
С раннего утра толпы народа направлялись в Глазковское предместье, где находился железнодорожный вокзал. Предварительно городские власти расклеили по городу 280 объявлений, в которых попросили горожан украсить свои дома. И каждый, кто мог, спешил водрузить на своё жилище флаг. В особенности пестрел флагами понтонный мост через Ангару имени цесаревича Николая. Все любовались красивой аркой, переброшенной через железнодорожное полотно и построенной на средства города. Арка была украшена флагами, еловыми ветками, гербами и щитом наверху с надписью «Привет от Иркутска!». Она не сохранилась, но первый поезд через нее прошел. На самой станции уложено всего два пути. Водоёмное здание еще не было достроено. Небольшой одноэтажный вокзал также был в праздничном убранстве.
Во избежание беспорядков к вокзалу публика допускались лишь по билетам, все остальные могли расположиться вдоль полотна железной дороги, а также на горе, над вокзалом, и на подошедшем к берегу пароходе и оттуда впервые увидеть приближающийся к городу Иркутску поезд.
Первый поезд состоял из 12 вагонов. Сделан он был на путейском заводе Петрограда. Причем пройдет или нет железная дорога именно через Иркутск, стало известно лишь за год до этого, поскольку проектировщики рассматривали и другие варианты прокладки Транссиба, поэтому горожане решили повлиять на министерство связи и самостоятельно начали строить железнодорожный вокзал. Это было довольно необычно, так как в других городах вокзалы возводили уже после укладки путей.
Торопились построить не только вокзал, но и мост через Иркут. Здесь также была своя особенность. Доставить металлические конструкции с Урала не успевали, поэтому инженер Владимир Попов предложил построить деревянный мост, на лиственничных сваях. Этот проект сначала признали авантюрным. Но выхода не было. Железнодорожный мост Иркутску был необходим.
В 12 часов 30 минут военный оркестр заиграл торжественный марш, а публика, увидев первый паровоз, закричала «Ура!». По прибытию на перрон вышли инженеры-строители. Иркутский голова поприветствовал начальника управления по сооружению Сибирской железной дороги П. Я. Соколова, прибывшего в Иркутск по поручению министра путей сообщения, и преподнёс ему хлеб-соль. Высокопреосвященный Тихонон с высшим духовенством совершили молебен. По традиции была провозглашена «вечная память в Бозе почившим императорам Александру II и Александру III» и «многолетие строителям Великого Сибирского пути и их сослуживцам». По окончанию молебна начался салют из орудий.
Торжества в городе продолжались два дня. На станции Иннокентьевская, которая позже стала – Иркутск Сортировочный, был приготовлен обед для рабочих. У инженеров и начальства праздник был в Глазково: прямо на платформе сервировали стол на 200 человек. По случаю прибытия первого поезда Иркутский генерал-губернатор Александр Дмитриевич Горемыкин дал поздравительную телеграмму министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову, который в будущем стал почетным гражданином города Иркутска.
Вечером 16 августа железнодорожный вокзал и многие здания Глазковского предместья и города были богато иллюминированы, запущен фейерверк.
Паровоз серии А № 2, участвовавший в празднике, на другой день стоял на станции и привлекал к себе внимание иркутян. Газета «Восточное обозрение» написала: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, ещё почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, ..соединяющем два океана, Великий и Атлантический, …воплотилась».
Фото из открытых источников.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!