Оксана Цепилова: Рождение троицы. Как Леонид Гайдай создал первый советский кроссовер
01 апреля 2023
Режиссер Оксана Цепилова задает вопрос: о чем еще говорить в День смеха, как не о главном пересмешнике советского и российского кинематографа?
С именем Леонида Гайдая связано много баек. Например, одна из них, очень прочно закрепившаяся благодаря многочисленным повторениям в сми, гласит, что свою знаменитую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого - Гайдай придумал на чердаке родительского дома в Иркутске. Якобы там хранились подшивки старых газет, где будущий всесоюзно известный комедиограф и нашел фельетон Степана Олейника о трех браконьерах и собаке.
И это не совсем правда. Действительно, все произошло в Иркутске, куда Гайдай с женой Ниной Гребешковой приехал отдохнуть после ряда неудачных проектов.
Дело было в 1960 году, когда позади уже был порезанный цензорами «Жених с того света» и самый нелюбимый проект Гайдая - патриотический фильм «Трижды воскресший». В Иркутск Леонид Иович приезжал регулярно, здесь жили его родители, брат и сестра, большая родня. Отец Леонида Иов Исидорович слыл большим книгочеем и всегда следил за прессой. 1 мая 1960 года в газете «Правда» вышел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс». Говорят, что именно отец первым прочел этот стихотворный рассказ и показал сыну Леониду. История о трех незадачливых браконьерах так впечатлила Гайдая, что он практически сразу увидел в ней будущий фильм.
Как позже вспоминала сама Гребешкова, Гайдай сразу в Иркутске начал писать сценарий, а дописав, тут же засобирался в Москву, чтобы подать заявку на фильм. С этим сценарием он пришел к своему учителю, режиссеру и руководителю Второго творческого объединения Мосфильма Ивану Пырьеву. Тот совершенно не понял идею фильма, в котором три человека бегали за собакой, но все же решил выделить дорогостоящую пленку, при этом заявив, что группу не даст и Гайдаю придется собирать ее самому.
Надо отдать должное Леониду Иовичу: и группу собрал, и подобрал необыкновенный актерский ансамбль. Говорят, что у Гайдая были проблемы с актером на роль Балбеса и кто-то посоветовал сходить в цирк, посмотреть на Никулина. Так Гайдай и сделал, посетил представления клоуна-Никулина, а потом пригласил на пробы. Вицин уже снимался у Гайдая в «Женихе с того света» и в нем он не сомневался. А вот Моргунова в картину предложил Пырьев, хотя и говорил, что помогать не будет. Известно даже время рождения троицы, с точностью до минуты. Худсовет «Мосфильма» утвердил исполнителей короткометражного фильма Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» 27 декабря 1960 года в 17 часов 30 минут.
Судьба картины началась с Московского международного кинофестиваля, который состоялся летом 1961 года. По воспоминаниям Нины Гребешковой, их с Гадаем не было на закрытии фестиваля, а именно там случился настоящий триумф фильма. На следующий день в восемь часов утра дом Гайдаев переполошил звонок в дверь — прибежал взъерошенный Сергей Бондарчук и рассказал об успехе «Пса Барбоса» и о том, как он вернулся с фестиваля домой, украл у жены тарелку и побежал к знакомому художнику, чтоб тот нарисовал на ней пса Барбоса с золотой медалью. Эту тарелку Бондарчук вручил Гайдаю, со словами «Лёня, это тебе первая золотая медаль, лично от меня!».
После этой картины режиссерская судьба Гайдая круто переменилась. Индустрия захотела продолжения «Пса Бабоса» и появились «Самогонщики». Сейчас даже сложно вообразить какая слава тогда свалилась на Никулина, Вицина и Моргунова. Они стали настоящими народными героями, их хотели везде, приглашали с концертами и конечно же ждали продолжения. Чиновники справедливо видели в троице золотую жилу, как и сценаристы Гайдая. Не хотел снова тащить на экраны троицу только сам Леонид Иович.
Гайдай, несмотря на уговоры коллег, твердо решил снимать фильм про положительного героя — студента. Хитрые сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской написали две отличные новеллы про приключения Шурика на стройке и в институте. А в третью новеллу вписали троицу и в таком виде все принесли Гайдаю. Леонид Иович в итоге поддался на их уговоры, а Трус Балбес и Бывалый снова ворвались на экраны.
Таким образом, Леонид Гайдай создал не только франшизу задолго до появления этого слова в обиходе русского человека, но еще и кроссовер - это когда разные киновселенные соединяются в одну, как например у Marvel. Троица украсила позже фильм «Кавказская пленница» и засветилась еще во многих проектах у разных режиссеров.
Напоследок хочу поделиться малоизвестной песней в исполнении Никулина, Вицина и Моргунова, которая была записана для фильма «Самогонщики», но не прошла очередной худсовет. Текст песни сочинил Юрий Никулин, а за основу была взята любимая народом песня «Семёновна». Услышав песню, киночиновники стали настаивать на том, чтобы ее переписать, ведь такую песню не ровен час запоет вся страна - не остановишь! Гайдай согласился и песню заменили, но у нас есть возможность ее услышать. Специально для вас я смонтировала ее с фотографиями со съёмочной площадки и кадрами из фильмов.
Подписывайтесь на телеграм-канал "Кинокружок у Оксаны".
Фотоколлаж из открытых источников
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!