«Облепиховое лето»: фестивальная премьера

01 августа 2018

Идею снять фильм о Вампилове очень давно пытался реализовать режиссер Виктор Алферов. Он родом из Бурятии, хорошо знает и любит Байкал, не раз бывал на месте гибели драматурга.

кино

16 августа в Выборге начинается XXVI Фестиваль российского кино «Окно в Европу», за которым будут внимательно наблюдать и иркутские ценители кино. В конкурсной программе одним из четырнадцати фильмом заявлен режиссерский дебют Виктора Алферова - фильм «Облепиховое лето».

Съемки фильма «Облепиховое лето» проходили в 2017 году на Байкале, о чем Глагол38 рассказывал.  Идею снять фильм о Вампилове очень давно пытался реализовать режиссер Виктор Алферов. Он родом из Бурятии, хорошо знает и любит Байкал, не раз бывал на месте гибели драматурга. И всякий как раз, когда он рассказывал своим друзьям о том, что писатель погиб на этом озере, люди удивлялись. Ведь почти никто не знает о судьбе автора, его ранней смерти. А пьесы Вампилова знают все. 

Поначалу планировалась короткометражка – последний день из жизни драматурга. Но постепенно замысел стал вырастать. Стало понятно, что разговор о герое должен быть подробным. Сам режиссер говорит, что ему нравится такой тип человека – очень русский, чеховский. Можно назвать его «провинциальный интеллигент». 

Не случайно так часто в произведениях драматурга упоминаются слова «провинция», «предместье». Он чувствовал себя частью этого мира, пограничного между городом и деревней. Он соединял в себе эрудицию и утонченность городского жителя с деревенским здравомыслием, с уважением к простому труду и к простому человеку.

Главного героя - Александра Вампилова - сыграл Андрей Мерзликин. Сам актер так делился впечатлениями о том, как получил роль нашего земляка: на одном театральном мероприятии сценарист фильма Ольга Погодина неожиданно сказала, что у меня есть сходство с Вампиловым и представила меня режиссеру Виктору Алферову. Она тогда рассказала, что пишет сценарий и спросила, не против ли я, если они будут иметь меня ввиду. Я сказал: "Конечно, против. Какой из меня Вампилов, вы думаете, я не знаю как он выглядит?". Но ребята настояли, и я им за это благодарен. Когда я изучал биографию Шукшина, где он писал: "Если я смел, значит, я прав". Я прочитал и подумал: "Ну, что я буду кокетничать, жизнь редко дает возможность прикоснуться к великому писателю". И я согласился.

Роль Олега Ефремова исполнил Кирилл Рубцов. «Мне так хотелось воплотить на экране этот образ, что я упросил режиссера дать мне шанс», - признается актер. Кстати, Ольгу, внучку Олега Николаевича и сокурсницу Кирилла, поразило сходство актера с прототипом. Впрочем, в задачу гримеров не входило добиться абсолютного портретного сходства. 

«Мы не хотели, чтобы получились маски или, не дай бог, шаржи. Представьте, если на Мерзликина примерить прическу Вампилова. Смешно! Так что ограничились нюансами», - рассказывает художник по гриму. Кириллу Рубцову сделали стрижку как у Ефремова; шиньон и стрелки как у Беллы Ахмадулиной - опущенные вниз - превратили актрису Ольгу Тенякову в знаменитую поэтессу.

Немало работы было и у художника по костюму Марины Бондаревой. На блошиных рынках она выискивала синтетические комбинации, хлопковые и капроновые чулки, кримпленовые платья, пальто. Последние стали для актеров настоящим испытанием: драп, ватин и конский волос, который вместе с льняной ниткой держал плечо, очень утяжелял этот предмет гардероба. И только Полине Чернышовой так понравилось пальто ее героини, что она даже решила его купить: «Эффектная вещь! Глубокий синий цвет прекрасно сочетается с ярко-оранжевой клеткой. Сшито в 1962 году, а выглядит как новое!»

Проблемы возникли и со знаменитыми шапками - «пирожками», которые от времени рассохлись и сели. Мастерам приходилось их расшивать, а иногда и шить заново. Обувь, особенно женская, тоже доставила массу хлопот. Оказалось, что в то время ножка прекрасной половины человечества отличалась полнотой и немалым размером. «Мозоль в этих туфлях натереть сложно, но смотрятся они как лыжи!» - смеется Бондарева. Основным местом съемок режиссер выбрал Петербург. Драматург не раз бывал здесь, а киностудия «Ленфильм» даже пыталась заказать ему сценарий. 

«Я не умею писать сценарии, я пишу пьесы», - ответил Вампилов. Тюрьму, в которой по приговору «тройки» Иркутского НКВД был расстрелян отец драматурга, снимали в Кронштадте.

Нежилую «трешку» на Петроградской стороне оборудовали по моде тех лет - телевизор, чешский гарнитур, хрусталь, тонированное богемское стекло. Сложно оказалось найти бутылочные крышки из фольги и бумажные треугольные пакеты из-под молока. Алферов требовал достать ручки «Паркер», которыми любил писать Вампилов, и мохеровый шарф, похожий на тот, что подарил драматургу его друг, чемпион мира по боксу. А уж поиск журнала «Ангара», где была впервые опубликована «Утиная охота», и вовсе превратился для реквизиторов в квест.

Многие вещи члены съемочной группы принесли на площадку из дома: сценарист Ольга Погодина - серебряные серьги, Полина Чернышова - бижутерию. А родители Виктора Алферова разыскали в Иркутске плюшевый ковер с оленями, который стал для режиссера настоящим талисманом: «Мне было важно иметь вещь с родины моего героя».

Пожелаем фильму успешного плавания и будем ждать его на киноэкранах Иркутска! 

По материалам СМИ

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также