Легендарный строитель БАМа Виктор Лакомов отмечает 85-летний юбилей

22 ноября 2024

Виктор Иванович - лауреат премии ленинского комсомола, Герой Социалистического Труда, почетный гражданин Тайшета, а с 2024 года - почётный гражданин Иркутской области.

лакомов

Биография Виктора Лакомова

Как пишут тайшетские порталы, в 2024 году ко всем многочисленным наградам и званиям Виктора Лакомова прибавилось ещё одно - победитель конкурса «Гордость земли Иркутской» в номинации «Мы славим тебя, Иркутская область!».

Несмотря на свою известность, Виктор Иванович не любит публичности, но, понимая, что история строительства Байкало-Амурской магистрали очень важна для потомков, охотно откликается на встречи, посвящённые великой стройке XX века.

Когда мы говорим о БАМе, то имя Виктор Лакомов вспоминаем одно из первых. Своим героическим трудом  он прославил Тайшет на всю страну. Бригадир комплексной бригады монтеров пути Ангарстроя, трижды депутат Верховного Совета РСФСР, делегат XVII съезда ВЛКСМ – к нему журналисты выстраивались за интервью в очередь. 

Мог ли думать мальчишка, которого с пяти лет воспитывала бабушка, что станет примером для целого поколения молодежи? Окончил школу в Липецкой области, потом железнодорожное училище. В Сибирь потянуло не за рублем, а «за туманом и за запахом тайги». По комсомольской путевке в 1958 году поехал строить дорогу Тайшет – Абакан.Затем три года службы в армии на Дальнем Востоке.

А потом Братск, где началось строительство лесопромышленного комплекса. Через пять лет, когда БЛПК начал выдавать продукцию, Виктора потянуло на новые места.

Участие в строительстве железной дороги Хребтовая – Усть-Илимск – особая веха в его биографии, за нее Лакомов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был тогда самым молодым героем среди транспортных строителей Советского Союза.

Потом командировка в Чили. Другие брались провести железнодорожную ветку чуть больше километра за полгода - бригада Лакомова сделала за полтора месяца.

И новый поворот судьбы. Делегат XVII съезда комсомола, и там же, на съезде, ему поручили возглавить первый комсомольский отряд, отправляющийся на строительство БАМа.

Опять изнурительная работа наперекор снегу, ветру, слякоти шла укладка рельсов. За четыре года с начала строительства БАМа они прошли с укладкой более 300 километров через станции Ния, Небель, Магистральный, Улькан и Кунерму. Дойдя до перевала Даван (на границе с Бурятией) Виктору Лакомову пришлось принимать непростое решение - идти дальше в Бурятию или остаться в Иркутской области, перейдя на укладку вторых путей на участке Тайшет - Лена. Этот участок был самым узким местом на всей ВСЖД. И он принял нелёгкое для себя решение вернуться на вторые пути, передав эстафету укладки бригаде Александра Бондаря. Бригада Лакомова поддержала своего бригадира и в полном составе перешла на укладку вторых путей.

1 октября 1984 года на стыковке «золотого» звена БАМ на станции Куанда Виктор Иванович возглавил символическую бригаду, куда вошли Александр Бондарь, Петр Сахно, Феликс Ходаковский, Иван Варшавский и другие герои БАМа. Он и комиссар отряда Владимир Мучиницын вручали символический ключ от построенной магистрали начальнику «ГлавБАМстроя» Константину Владимировичу Мохортову.

В 1994 году Виктор Лакомов переехал в Тайшет. Пошёл работать на стройку. Несколько лет работал в бригаде монтёров пути Николая Бобкова. В 2000 году вышел на пенсию. Тринадцать лет прожил в маленьком селе Тракт-Ужет Тайшетского района, занимался  хозяйством. Сейчас Виктор Иванович живёт в Тайшете. Его главная мечта - чтобы работало всё, что построили.

По материалам газеты Гудок и Библиотечного объединения Тайшета

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также