Лекари искусства: реставрационная мастерская Иркутского художественного музея

01 сентября 2022

Под их присмотром каждый предмет в музее. От их чутких рук зависит «здоровье» картин, икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Об этом Мария Моженкова в рубрике «Арт-взгляд».

Они немного похожи на докторов: также носят белые халаты, используют для работы медицинские инструменты (скальпели, тампоны, зажимы, шприцы) и химические растворы. Сотрудники реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва поведали о своей работе.

Свою историю реставрационная мастерская Иркутского художественного музея начала в 1975 году. В настоящее время в ней трудятся шесть специалистов по направлениям реставрации масляной и темперной живописи, а также декоративно-прикладного искусства. Профессия художника-реставратора, выглядящая со стороны интригующе романтично, на деле является сложным, кропотливым, скрупулёзным трудом без права на ошибку. Недаром специалисты нашего музея проходят регулярные стажировки в ведущих реставрационных центрах России.

Процесс реставрации происходит поэтапно. Устранение прорывов и деформации холста, восстановление утрат. Реставратор склеивает холст при прорывах, при более серьезных повреждениях — дублирует холст, то есть наклеивает старый на новый. Затем следует укрепление красочного слоя. Эта процедура необходима при появлении следующих симптомов: обветшание холста с потерей возможности удерживать краску, отставание красочного слоя от грунта, осыпании мельчайших частиц краски по всей площади картины. А это страшное слово «кракелюры»! Так называются трещины, которые появляются на живописных полотнах и на лакокрасочных покрытиях в процессе старения. Они требуют особого внимания, так в любой момент может произойти вздутие кракелюра. В таком случае картина надолго становится «пациентом» в реставрационной мастерской.

Важный этап – очистка, ведь пыль и иные загрязнения являются заклятыми врагами произведений искусства. Сначала реставратор определяет тип загрязнения, состав красок или защитного лака, и только после этого подбирает чистящее вещество. После этого на небольшом участке полотна проводится проба. Если результат положительный, картина обрабатывается полностью. Далее следует подведение утраченного грунта. При осыпании краски на холсте остаются пустоты, которые следует заполнить грунтом, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Восстановление красочного слоя является одним из сложнейших этапов, требующий высокого мастерства. Главное правило реставратора: максимальное сохранение произведения и минимальное вмешательство кисти реставратора. Здесь следует развенчать один из мифов. Реставратор никогда, как принято говорить, не заходит на мастера. Между художественной «кухней» автора и реставрационными работами наносится защитный слой лака. И только после этого производится нанесение тонировок. Завершающая стадия реставрации, необходимая для того, чтобы обеспечить защиту картин, это нанесение лака. Каждый из этапов сопровождается обязательной фотофиксацией.

Реставраторы находят индивидуальный подход к каждому «пациенту», а ведь это практически вся коллекция музея. И если в фондах процесс климат-контроля более-менее предсказуем, то особое внимание требует постоянная экспозиция. Посещение большого количества людей влияет на влажность, провоцирует агрессивное воздействие среды: даже человеческое дыхание может разрушительно сказываться на картинах с биологической точки зрения, и это мы ещё про вездесущую пыль умолчим. Так что когда посетителей просят оставлять в гардеробе верхнюю одежду и ёмкости с напитками – это не прихоть и блажь музейных сотрудников, а необходимые меры предосторожности ради сохранения культурных ценностей. Но, увы, задумываются над этим далеко не все.

                                                  Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также