Международный аэропорт «Байкал» отметил 99-й день рождения

02 августа 2025

1 августа 1926 года открылось регулярное воздушное пассажирское сообщение между городами Верхнеудинск (Улан-Удэ) и Урга (Улан-Батор).

аэро

Еще годом ранее постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР в пяти километрах от Верхнеудинска отвели 150 десятин земли для строительства аэродрома. 

Первый аэродром был построен в районе Старо-Читинского тракта (ныне район городского ипподрома на Верхней Березовке), и 1 июля 1925 года туда приземлились первые самолеты летчиков Михаила Волковойнова и И. Полякова, участников перелета из Москвы в Пекин.

24 июня 1925 года началась история Иркутского аэропорта

В мае 1926 года правление всероссийского общества «Добролет» создает в Верхнеудинске коллектив авиаторов, который должен был обслуживать полеты на открываемой Бурят-Монгольской воздушной линии Верхнеудинск - Урга. Это был первый авиационный коллектив на всей огромной территории Сибири и Дальнего Востока и состоял из 27 авиаспециалистов.

С 1 августа 1926 года открылось регулярное воздушное пассажирское сообщение между столицей Бурят-Монголии и столицей Монголии. Расстояние в 500 км покрывалось за 4,5 часа. В аэропорту Верхнеудинск стали производить посадку самолеты, летающие по магистральным линиям Москва - Владивосток и Иркутск - Чита. 

Все это потребовало строительства нового аэродрома. Сейчас уже трудно поверить, что до 1926 года многие жители Бурятии не имели даже представления о самолете. 

В марте 1931 года в Верхнеудинске началось строительство нового аэродрома на левом берегу реки Селенга. 2 июля 1934 года коллектив Бурят-Монгольской воздушной линии преобразован в специальное летное транспортное подразделение.

В годы Великой Отечественной Войны в аэропорту Улан-Удэ приземлялись самолеты гражданского воздушного флота для транспортных перевозок в северные и другие отдаленные районы республики. Их было до десятка - легкомоторных машин ПО-2. 

Летчики, служащие и рабочие Бурят-Моногольских авиалиний проявляли героизм на фронтах и находясь в тылу. Они показали свое летное мастерство.

За 1946 год были перевезены 1 781 пассажир, 72 тонны почты и 64 тонны груза. За 1949 год уже было перевезено три тысячи пассажиров, 144 тонн груза и 82 тонны почты.

В 1952 году авиапредприятие получило самолеты Ан-2, в 1955 году - Як-12. В июне 1956 года из Иркутска в Улан-Удэ прибыл первый вертолет Ми-1, который стал незаменим при выполнении рейсов санитарной авиации и лесоавиационных работ. В 1957 году на авиапредприятие поступили вертолеты Ми-4, которые оказывали помощь народному хозяйству и населению.

В 1959 году в Улан-Удэнском аэропорту вошел в строй новый аэровокзал, который сейчас называют «старый вокзал».

В 1962 году создан первый в Восточной Сибири вертолетный отряд. Вскоре он вырос в самостоятельное вертолетное подразделение, а позднее вошло в состав Улан-Удэнского авиапредприятия.

В 1963 году на воздушных линиях Бурятии стал эксплуатироваться двухмоторный многоместный самолет Ли-2. 

В октябре 1966 года пилоты, инженеры и авиатехники первыми в Восточной Сибири положили начало эксплуатации самолетов Ан-24. Внедрение новых скоростных самолетов позволило резко увеличить перевозки пассажиров, грузов и почты. В расписании аэропорта появились рейсы в Нижнеангарск, Курумкан, Баргузин, Багдарин, Таксимо, Закаменск, Кырен.

В 1971 году в аэропорту Улан-Удэ прошла реконструкция взлетно-посадочной полосы. Если в 1965 году Улан-Удэнские авиаторы перевезли 205 тысяч пассажиров, 1970 году - 491 тысячу, то в 1975 году - 646 тысяч человек. Территория обслуживания предприятием превысила 350 тысяч квадратных километров.

В 1983 году был сдан в эксплуатацию новый аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час. В Улан-Удэ начали летать самолеты чешского производства Л-410 и пассажирские долгожители Ту-154. В 1984 году аэропорт Улан-Удэ получил статус международного. 

В 1989 году здесь открыт регулярный рейс Улан-Удэ - Улан-Батор. 

В 2011-2013 годы в аэропорту прошла серьезная реконструкция - ремонт аэровокзала, закупка оборудования, открыты рейсы на новые направления. Стоимость работ превысила 100 млн рублей.

В 2025 году пассажиропоток аэропорта «Байкал» ожидается на уровне 840 тысяч человек по 25 направлениям. 

По материалам международного аэропорта «Байкал»

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также