Владимир Демчиков: Современное искусство в Иркутске, или NEMOSKVA не в Москве
03 сентября 2018
Поставим вопрос ребром: есть ли в Иркутске современное искусство?
То современное искусство, которое modern art – наверное, есть. Есть даже несколько галерей, у которых в названии есть словосочетание «галерея современного искусства». Но того современного искусства, которое contemporary art (оно же актуальное, перформативное и т.д.) – как-то до сих пор не было видно. Одинокие могикане этого нового искусства, едва зародившегося на местном культурном суглинке (вроде, например, Леонида Бутакова, давно занимающегося видеартом) не в счет, они всегда существовали в тени и только подтверждали правильность отрицательного ответа на вопрос, поставленный в начале этой заметки.
Причина такого положения дел довольно проста: Иркутск – это классический полумиллионник и в культурном отношении типичный областной центр. «Культурная прослойка» здесь достаточно невелика, художников мало, квалифицированных зрителей еще меньше. Основным покупателем и заказчиком произведений искусства в подобных городах является государство, и Иркутск тут не исключение. И если, например, власти Москвы активно поддерживают современное (актуальное, перформативное) искусство, предоставляют под проведение его мероприятий лучшие площадки (см. выставку «Здесь и сейчас» в Манеже) и понимают, что со всем этим делать, то власти большинства полумиллиоников, со скрипом выучившие слово «флешмоб», все еще впадают в остолбенение от слова «перфоманс».
Поэтому, в частности, гордый и независимый Иркутск, в гробу видавший все эти инсталляции, был единственным из 12 городов на маршруте передвижного международного симпозиума NEMOSKVA, отказавшим этому проекту именно в официальной поддержке.
Коротко о проекте. NEMOSKVA – это несколько десятков российских и иностранных кураторов, работающих с современным искусством (в числе организаторов проекта Минкульт России, ГЦСИ, РОСИЗО и фонд Потанина). Вся эта компания сейчас едет по всей России, от Москвы до Владивостока. В программе - ознакомительная выставка макетов современного искусства с описаниями, встреча с художниками, которые могут представить иностранным и российским кураторам свои проекты, дискуссия о современном искусстве и городе, где гостит NEMOSKVA, а также лекции теоретиков и практиков современного искусства (в каждом городе разные).
После того как Иркутск не стал включаться в проект на том уровне, на котором, например, в него включились власти Бурятии, встал вопрос, будет ли вообще NEMOSKVA в Иркутске. В конце концов, во многом благодаря стараниям бывшей иркутянки Александры Янченко, художницы и неутомимой переговорщицы, все получилось так, как получилось. Основной площадкой стали залы галереи В. Бронштейна, а коллектив галереи (директор Ольга Бронштейн) взвалил на свои плечи всю организационную работу по обеспечению большей части мероприятий. На завершающем этапе подключилась иркутская мэрия в лице вышедшего за пару дней до прибытия гостей из отпуска начальника управления культуры В. Барышникова, который помог с транспортом. А областной Минкульт помог с экскурсией в Тальцах.
С одной стороны, то, что Иркутск оказался единственным городом из двенадцати выбранных, отреагировавшим на проект на официальном уровне довольно прохладно, вызывает даже что-то вроде уважения. Все-таки не каждый день у нас отказывают в поддержке проекту, в числе соорганизаторов которого есть Минкульт. Есть в этом какое-то провинциальное, пусть и немного кондовое, достоинство: мол, идите-ка вы лесом, дорогие москвичи, со своей NEMOSKVой. У нас тут город культурный, старомодный, неторопливый, со своими традициями и символами веры. Мы тут всякими современными глупостями не интересуемся и не занимаемся, не надо нам перфомансов и инсталляций, у нас тут духовность, мир, благодать и сплошной XIX век.
Отчасти, впрочем, эта прохладная реакция могла быть связана (так говорят знакомые с ситуацией участники проекта) и с той типично московской напористой манерой, в которой вели переговоры менеджеры NEMOSKVы Но все-таки, думаю, основная причина – именно в сложившемся в местных культурных верхах консенсусе относительно культурных приоритетов Иркутска.
И в этом смысле то, что два дня NEMOSKVA все-таки работала в Иркутске – для нашего города чрезвычайно важно. Во-первых, наши художники пообщалось с отличными кураторами из России, Европы и США, настоящими профессионалами, которых в таком количестве в Иркутске не было никогда. Во-вторых, во время дискуссии произошел вполне продуктивный обмен мнениями, о результатах которого (в виде осуществленных или планируемых выставок современного искусства) можно будет судить в течение года-двух. В-третьих, лекция Дитера Рулстрате, преподавателя Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго и сокуратора documenta 14 «Почему нам нужно современное искусство? Зачем мы нужны современному искусству» произвела настоящий фурор и собрала рекордное количество зрителей, с трудом поместившихся в предназначенное для нее помещение в галерее Бронштейна.
Интерес к современному искусству в Иркутске вполне очевиден. Он есть и у его потенциальных зрителей (практически на всех мероприятиях было не протолкнуться), и у художников, ищущих новые средства и новые языки выражения, и у некоторых руководителей областной и городской культуры, которые пришли и провели достаточно времени в разговорах с участниками проекта.
Но главные действующие лица всего этого – конечно, художники и галеристы. Если будут в Иркутске художники с проектами и идеями, если найдутся галеристы, которые поддержат их – здесь будут и выставки, и интересные работы. А через два года, в 2020-м, NEMOSKVA снова приедет в Иркутск – они повезут по всей стране итоговую выставку, собираемую сейчас по городам страны. И будут ли там представлены иркутяне – это отдельный интересный вопрос.
На фото: Дитер Рулстрате
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!