Издательство «МИФ»

О братьях наших меньших замолвите слово

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

Животные и люди. Кто бы что ни говорил, мы – звенья одной цепи мироздания. Поразмышлять над этим меня побудила выставка «Животные в изобразительном искусстве», проходящая в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва.

Животные сопровождают человека на протяжении многих веков. Пожалуй, жанр анимализма можно отнести к одному из древнейших: все мы помним изображения пещер Ласко и Альтамира. В Египте боги изображались с головами птиц и зверей. Вазы в Древней Греции были  украшены стилизованными изображениями животных. Средневековье добавило к образам животного мира аллегоричность и некую сказочность. Эпоха Ренессанса наоборот приблизила изображения к реальности.

Выставка  «Животные в изобразительном искусстве» из собрания Художественного музея получилась разноплановой и многогранной. Живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, как русских, так и европейских мастеров раскрывает перед нами самые интересные сюжеты из жизни животного мира.  Так, например, мирные сценки с коровами, курами и другим домашним скотом олицетворяли достаток и благополучие.  Кстати, фигурки коров пейзажисты в своих картинах зачастую использовали для стаффажа. Изображения лошадей мы встречаем как в батальном, так и в бытовом жанре. Мощь, сила, выносливость и, конечно, красота. Изящество и символ свободы – конь вплоть до XX века был важнейшей частью жизни общества.

Ещё один верный спутник человека – собака, также встречается и в жанровой живописи, и в малой пластике. Здесь художники воспевают верность, искренность, а иногда и отвагу домашних питомцев. Собака для человека выступала незаменимым спутником во многих делах: она помогала пасти скот, охраняла жилище, разделяла одиночество. Разные породы служили разным целям. Мощные бойцовские псы изображались на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляли компанию знатным дамам. Однако нельзя не заметить, что животное мыслилось как деталь интерьера, а не полноправный участник события. Как помним у русского классика даже «взятки борзыми щенками брали». В XIX веке возникает интерес к тонким эмоциям животных, о чём можно судить по полотну Лэндсира Эдвина «Собачья семья».

Не забывают художники и о лесных жителях. Дикий мир привлекает стихийностью, естеством, первозданной красотой. Птицы и звери изображены в своей среде обитания. Они выразительны, трогательны и даже забавны.

Человек неотделим от мира животных. Как и в любой системе здесь важна гармония сосуществования. Если взглянуть на нашу современность, то отношение к животным – это та лакмусовая бумажка, по которой можно определять уровень развития цивилизации. Увы, он оставляет желать лучшего. Порой мы забываемся и измеряем наших домашних питомцев мерками людей, не принимая во внимание, что они живут не разумом, а инстинктами, у них совсем иная форма восприятия мира. Человек калечит и уничтожает и дикий мир, пытаясь подчинить его себе, забыв завет мудрого Редьярда Киплинга «мы с тобой одной крови». Анималистическая выставка – это повод задуматься о настоящем, о мире, в котором мы живём, взглянуть на всё другими глазами. Ведь спасая животных даже в своём окружении (я уж не говорю о дикой природе), человек спасает не только живое существо. Он спасает Человека в себе. 

                            Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

03.12.2020


Новости партнеров