Издательство «МИФ»

Геннадий Гущин: я в празднике любви существую более сорока лет!

«Глагол» продолжает знакомить читателей с премьерными спектаклями Года российского театра. Сегодня режиссер Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Геннадий Гущин рассказал корреспонденту Светлане Шевченко о постановке «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова.

Свадьбе – быть!

О том, чтобы поставить спектакль по пьесе Виктора Розова, я стал думать еще с училищных времен, когда мы изучали современную драматургию – классику советского периода. Эта история о любви, отношениях, эпохе глубоко взволновала меня и воспринималась очень эмоционально. А сейчас я хочу вернуться к этой идее и осуществить задуманное, ориентируясь на жизненный опыт и новые смысловые пласты.

Время, в которое происходит действие пьесы – 60-е годы ХХ века – заставляет переживать за героев, вспоминать молодость. О царившей в тот период атмосфере, о настроениях в обществе я знал не понаслышке. С тех пор многое изменилось и в философии, и в ценностях. Для нас держать за руку любимую девушку уже становилось событием и приносило невероятное счастье, а сейчас молодежь стремиться совсем к иному. Ценностные ориентиры меняются. Плохо это или  хорошо – не нам об этом судить. Но в том, что сейчас все по-другому, сомневаться не приходится.

Люди, про которых мы рассказываем в спектакле «В день свадьбы» - это мое поколение и поколение моих родителей. В них чувствовалась какая-то такая степень правды и нравственной силы, которая по масштабу своему была просто космической. Глубокая. Всеобъемлющая. И мне очень жаль, что такие люди постепенно уходят. Но им на смену приходят другие, тоже по-своему хорошие. Поэтому, спектакль и об уходящей эпохе, и о людях, которые эту эпоху формировали, и о памяти времени, прекрасной и значимой для каждого из нас. Но он также и о современном мире, о молодежи, ведь всех объединяет любовь.

Что есть любовь?

Наверное, у всех режиссеров так: когда работаешь над постановкой, то появляется возможность разобраться в первую очередь в себе, в тех вопросах, которые мучают в жизни и не дают покоя. Постановка «В день свадьбы» позволила задать вопрос – что же такое настоящая любовь? Продолжение жизни? Физиология? Космическое явление? Это философский вопрос, через который мы пытаемся заглянуть вглубь себя, в свои ощущения, найти необходимые ответы о смысле жизни.

2019 год посвящен театру, но для меня он происходит каждую минуту. Я в этом празднике существую уже больше сорока лет. Премьера спектакля «В день свадьбы» назначена на 1 марта, поэтому очень хочется в преддверии 8 марта посвятить его всем женщинам и светлому чувству любви!

Театральное таинство

Когда композитор пишет музыку, художник – полотно, а писатель – роман, то этот процесс всегда сопровождается определенными муками творчества. Со спектаклями точно так же. Как в спектакль вдохнуть жизнь и сделать его интересным и глубоким для зрителей? Это вопрос, отвечать на который человечеству придется еще множество лет. Единого ответа на него нет и не существует. Это большая тайна и трудность. А такие технические проблемы, как установка декораций, пробы артистов, подбор музыки, которые участвуют в создании спектакля, решаются намного легче.

Поэтому, если говорить о трудностях, то они, скорее всего, душевного плана. Чтобы понять, что же происходит с персонажами, почему они так страдают, что движет ими, это надо прочувствовать, пропустить через свои эмоции и ощущения. Ведь как говорил Ромео из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»: «Над шрамом шутит тот, кто не был ранен». Вжиться в определенного героя и ужаснуться тому, что он проживает, его глазами увидеть происходящее, а потом эти ощущения попытаться передать – это, наверное, самое сложное.

Коллективный труд

При чтении пьесы возникает, пусть и примерное, представление, кто из артистов подходит на ту или иную роль. И мне кажется, что выбранные артисты драмтеатра будут очень гармоничны в ролях спектакля «В день свадьбы».  Вместе у нас получится представить на сцене историю о любви.

Талантливый актер всегда вносит в режиссерский замысел коррективы и влияет на будущее спектакля: привносит частичку своей психологии и жизненного опыта. И поэтому получается, что при работе не только над ролью, но и над всем художественным полотном, мы создаем постановку как единое целое. И происходит это благодаря тому, что мы работаем вместе. А также очень важно, чему спектакль научит нас самих, как будем дальше идти по жизни, когда соприкоснемся с этим материалом – искренним, глубоким, выстраданным.

Согласно опыту

Человек часто проецирует увиденное и прочитанное на собственную жизнь, ориентируясь на личный опыт. Поэтому трудно сказать, о чем подумает зритель после просмотра спектакля «В день свадьбы». Может, кто-то будет хохотать над тем, что случилось с героями, а кто-то, наоборот, узнает в этой ситуации личную трагедию, эмоции и чувства у него будут соответствующие. Все индивидуально.

Светлана Шевченко, специально для «Глагола»

Фото Анатолия Бызова


Aliexpress WW

04.02.2019

Театральная жизнь