Фарфор Мейсен в Иркутске, или праздник в миниатюрных формах

05 января 2023

В постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачёва можно увидеть коллекцию фигурок мейсенского фарфора, датируемых XIX веком. Об этом в рубрике «Арт-взгляд» Мария Моженкова.

Мейер фарфор

Миниатюрные композиции, выполненные в стиле рококо, представлены мифологическими персонажами, дамами и кавалерами в роскошных нарядах во время игр, свиданий, развлечений. Играющие, танцующие, флиртующие, жеманно позирующие или отрешенно задумавшиеся, они передают атмосферу эпохи галантного века. Беззаботность светской жизни, вечный карнавал, лёгкость бытия – вот главные посылы фарфоровых миниатюр. Их отличительными характеристиками является декоративность, утончённость, хрупкость, поэтическая меланхоличность. Цветовая палитра соответствует настроению: пастельные оттенки голубого, розового, жёлтого, сиреневого, а её цвет молодой зелени.

Не чуждо было мастерам стиля рококо и остроумие: в статуэтке «Портной на козле», выполненной по модели выдающегося  скульптора-модельера Иоганна Иоахима Кендлера, непринужденно восседающий на козле портной с корзиной козлят за спиной – образец тончайшего вкуса, игры и мягкого юмора. Пластична его плотная, несколько тяжеловатая фигура с энергичным жестом поднятой с ножницами руки. Простонародное, скуластое лицо жизнерадостно, образ подкупает простодушным весельем и беспечностью.

В ещё одной статуэтке мы с трудом узнаём бога виноделия. На вакханическое содержание «Немецкого Бахуса» указывает лишь трубящий в рог обнаженный сатир за спиной у сидящего на бочке с бокалом в поднятой руке мужчины – опьяневшего немецкого бюргера. В лучших традициях Мейсена этот образ излучает задор и юмор. Динамичную, умело скомпонованную сценку населяют не стилизованные маленькие спутники бога виноделия, а обычные дети. В фигурках мальчика и девочки с большим вниманием модельер передал естественные позы, достоверно и подробно – предметы их занятий.

Весьма любопытна история появления фарфора в Европе: о нём европейцы узнали в XIII веке благодаря венецианцу Марко Поло. Хрупкая посуда, привезенная путешественником, так влюбила в себя аристократию, что увлечение фарфором превратилось в одержимость. 

Исторический факт: правитель Саксонии Август Сильный так страстно желал иметь изящный фарфор, что однажды выменял полк из шестисот драгун на 152 фарфоровых предмета из коллекции короля Пруссии Фридриха I. Фарфоровые предметы, доставляемые из Поднебесной, были в буквальном смысле «на вес золота». 

Неудивительно, что велись активные поиски по воссозданию рецептуры фарфора. Знаменитую немецкую мануфактуру Meissen основали после того, как алхимику Иоганну Бёттгеру под руководством физика и математика графа Эренфрида Вальтер фон Чирнхауза удалось получить рецепт первого в Европе белого фарфора. 

Любопытно, что его получению способствовал обман. Знакомый Бёттгеру парикмахер придумал собственный способ заработка: он тратил выданные на пудру деньги по своему усмотрению, а вместо пудры использовал измельченную в порошок белую глину. Заметив, что пудра на париках была странной, Бёттгер вынудил парикмахера признаться во лжи и тем самым узнал о существовании поблизости карьера с белой глиной. 

Надо сказать, что до этого Бёттгеру удалось получить только твердую массу красного цвета, так что белая глина стала тем самым недостающим звеном, которое он так отчаянно искал для производства белого фарфора. После запуска фабрики мейсенский фарфор произвел в Европе настоящий фурор. Его скупали самые именитые представители Света. Короли, императоры, князья охотно украшали им свои дворцы и замки. 

Особым спросом фарфор пользовался в России, так что на фабрике даже существовали отдельные дни, когда выпускалась продукция исключительно для российского рынка. В 1762 году скульптор из Франции Мишель-Виктор Асье совместно с Иоганном Иоахимом Кендлером создал известную коллекцию из сорока фигурных композиций, называемую «Большой русский заказ». Коллекция предназначалась для украшения кабинета Екатерины II.

Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Именно ими можно полюбоваться в одной из витрин в постоянной экспозиции музея.

                                                                                         Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также