Выставка «Видимо-невидимо» о фольклоре открылась в галерее Виктора Бронштейна

05 февраля 2025

Открытие выставки состоялось 4 февраля 2025 года. Более десяти авторов Иркутска, Улан-Удэ, Якутска, Москвы и других городов лично приехали на презентацию своих проектов.

выст

Выставка разделена на пять частей, каждая из которых раскрывают тему с разных сторон: сказания, злые духи, обереги, обряды и приметы. 

Фото с открытия выставки

Как рассказала куратор проекта искусствовед Алина Свердлова-Александрова, мир вокруг нас рационален, но, несмотря на технический прогресс, новые научные открытия, мы по-прежнему обращаем внимание на черную кошку, неожиданно решившую перейти дорогу, и на всякий случай сучим по дереву. «Мы не верим в невидимое, но помним приметы и иронизируем над суевериями. Мы пересказываем предания и легенды, создавая на их основе новые.

Все приметы и обряды признают существование таинственных сил, способных влиять на человека. В них заключена мифическая картина мира, связанная с представлениями наших предков о Вселенной. Как и тысячу лет назад, мы ищем истину и опору. Мы хотим знать, что нас ждет в будущем, чтобы избежать опасностей или поймать удачу за хвост. мы находим поддержку, обращаясь к мудрости предков, надеемся на их защиту. Несмотря на логичность современности, в мире по-прежнему есть необъяснимые белые пятна. А чем их заполнить - каждый решает сам». 

Более 60 работ - арт-объекты, инсталляции, графика и видео-арт - можно увидеть до 15 июня 2025 года. Например, это инсталляция «Первая линия защиты от интервенций потустороннего мира» Аюны Гарматаровой из столицы Бурятии. 

- Человек одинок и уязвим. Я одинока и чувствую страх перед лицом реального и ирреального. Я чувствую постоянную необходимость отстаивать границы своего физического и тонкого миров от разного рода посягательств, от других субъектностей, природных явлений, животного мира, от усиливающейся глобализации и массовой культуры, от бесконечности информационных потоков. Среди этого внушительного списка человеку необходимо защищаться м от интервенций потустороннего мира.

Моя инсталляция - это некое пространство с символической дверью в другие миры мифологического космоса. Здесь, на полу, перед дверью, я раскладываю старые топоры. Для меня они - сакрализованные артефакты, преграда между живым и мертвым. В бурятской культуре исторически топор был не только ценным и важным орудием труда, но и мощнейшим оберегом, магическая охранная сила которого использовалась в повседневной и ритуальной жизни людей, - рассказала автор Аюна Гарматарова. 

Фото с открытия выставки 

Фото с открытия выставки 

Фото с открытия выставки

Фото с открытия выставки

Особый интерес вызвала инсталляция иркутянина Павла Михайлова «Белый шум». Это его первый подобный опыт. Дом нашего детства - место, где хранятся воспоминания, которые объединяют целое поколение. Знакомый сервант, который стоял в каждой квартире. Старые часы деда. Снегопад за деревянной рамой окна. Это элемент коллективной памяти, отражение истории и судеб. Это белый шум, одинаковый на всех частотах. 

«Белый шум» - это пространство, лишенное самобытных черт, когда предметы теряют свои свойства: цвет, тактильность, запах, звучание. Остается только форма как незримый мир, который каждый наполнит собственными образами. Инсталляция создана из хрупких окращенных материалов, как сами воспоминания. 

Фото с открытия выставки

Фото с открытия выставки

Фото с открытия выставки

Работы Амгалана Ринчинэ (Улан-Удэ). На ярмарка современного искусства «Blazar» в Москве (сентябрь 2024) одну из работ молодого бурятского автора купила Ксения Собчак. 

Адрес галереи В. Бронштейна: Иркутск, ул. Октябрьской революции, 3. Время работы: с 11:00 до 20:00.

Фото Кирилла Конина

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также