Елена Костилецкая: Легендарная оперетта «Летучая мышь» в Иркутском музыкальном театре, мои впечатления

Елена Костилецкая
Елена Костилецкая
05 марта 2024

Премьера «Летучей мыши» состоялась 2-3 марта 2024 года в Иркутском музыкальном театре. Елена Костилецкая о своих впечатлениях.

театр

Я выпишу в столбик чувства, которые вызвала у меня новая постановка музыкального театра, и расшифрую каждое. Сразу оговорюсь: будет немного странно. Чувства ведь хаотичны, а иногда даже противоречивы. И тут всё будет ровно так, как это происходит обычно внутри моей головы до того, как я всё рассортирую.

Радость

Я рада, что в репертуаре появилась классическая оперетта, поставленная почти без экспериментов над «эталонной» русской версией - либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина. На отсутствии экспериментов сделаю особенный акцент, потому что повсеместные авторские прочтения классики уже несколько утомили, хочется иногда вернуться к ней самой. 

К тому же разве может не радовать прекрасная музыка Штрауса, лёгкая, жизнерадостная, запоминающаяся?

Сомнение

Хронометраж. Продолжительность спектакля - больше трёх часов. Возможно, со временем он «ужмётся» за счёт разговорных сцен, а может, даже из него уберут пару эпизодов, не влияющих на ход сюжета. В противном случае из-за большой продолжительности постановка рискует стать «спектаклем выходного дня».

Любопытство

Этот мой пунктик знают все, кто читает мои театральные записки. Это «А можно всех посмотреть?», конечно же. С огромным, каким-то даже детским интересом и энтузиазмом наблюдала за артистами, смотрела, у кого каким получается герой, как он его «живёт» и живёт ли.

Ещё один постоянный предмет моего любопытства - декорации и костюмы. Я искренний фанат «невидимого фронта» музыкального театра, потому что мне нравится то, что делают эти люди, практически всегда. Исключения редки, я едва ли задействую пальцы одной руки, чтобы перечислить их, и это точно будет не сегодня.

Грусть

Это чувство всегда слегка одолевает меня, когда на премьере не удаётся увидеть полностью разные составы. В этот раз тоже не получилось, тем более что на некоторые роли назначены три артиста.

Главный повод для грусти - это, конечно, Гейрат Шабанов в роли Генриха Айзенштейна, а точнее, то, что его в этой роли на премьере не было. Очень надеюсь, что грустить не придётся слишком долго.

Ещё погрустила о Розалинде Дарьи Щур, Адели Юлии Цивилёвой, Фальке Андрея Господарёва, Франке Андрея Данилова, князе Орловском Никиты Мещерякова и адвокате Блинде Александра Зайцева. Это скорее заметки для себя, чтобы их всех непременно увидеть.

Восхищение

Это сценографическое решение спектакля. Повторюсь, декорации и костюмы мне нравятся почти всегда, и этот раз не исключение. Идея срисовать фасад Дома сецессиона в Вене, разобрать и покрутить его с разных сторон и щедро приправить работами представителей австрийского модерна показалась мне занятной. Я с удовольствием разглядывала это всё сперва на фото со сдачи спектакля, а потом и вживую.

Заимствование получилось, конечно, довольно прямолинейное, но здесь я сама же и буду адвокатом, потому что мне сам этот стиль близок. Все эти ажурные штуки, листья, цветы, орнаменты и прочие атрибуты ар-нуво мне так нравятся, что я на многое готова закрыть глаза. Хотя на спектакле мне, наоборот, хотелось их открыть пошире и всё-всё успеть рассмотреть. Очень красиво!

Метание

Я успела послушать разные мнения о визуале спектакля, и больше всего вопросов вызывала картинка на заднике сцены. В первый показ я мало обращала на неё внимание, потому что была склонна скорее ловить «каждый жест, каждый взгляд». Во второй показ внимание уже более расслабленное, потому что часть информации (костюмы, декорации, паузы и некоторые сцены) можно чуть отпустить. Это позволило понаблюдать за фоновыми картинками чуть пристальнее, и да, несколько вопросов возникли к ним и у меня.

Пейзажи Климта хороши, но их и без того гипнотическая орнаментальность в сочетании с анимацией и усиленной контрастностью временами чересчур психоделичны. Было даже такое, что я полностью переключала внимание с происходящего на сцене на эти картинки, пытаясь припомнить или разгадать, что же на них. Особенно меня озадачил «Цветущий луг», долго смеялась, когда поняла, что это было.

Мне показалось, столько Климта активным фоном за раз - это всё же сложновато. Даже пришла в голову мысль, что неплохо было бы в холле второго этажа сделать выставку фоторепродукций его картин. Это бы и общей склейке визуального решения спектакля пошло на пользу, потому что здесь вопросы тоже были.

Одобрение

Увертюры классических оперетт довольно длинные и звучат, как правило, при закрытом занавесе. В эпоху Штрауса, когда в городе за день, кроме самой вечерней постановки происходило примерно ноль событий, это было, наверное, прекрасно. В наш век клипового мышления, когда мозг и минуты не может держать фокус без какой-нибудь картинки, это уже слишком утомительно. Так что находка с трансляцией видео на суперэкран во время увертюры - идея очень жизненная. Есть, правда, вероятность чересчур увлечься картинкой и забыть о музыке. Но это уж личное дело зрителя, на чём он будет акцентировать внимание. Я всё успела - и картинки посмотреть, и музыкой насладиться и даже (никуда не спрячешься) тексты на слайдах вычитать. 

Недопонимание

Его вызвала у меня сама подборка кадров. В процессе смотреть и читать их интересно, но если попробовать «склеить» их в общую картинку, для чего они, вероятно, и задумывались, получится не очень. Реальные исторические факты смешиваются с событиями из жизни героев спектакля, вырезками газет, рекламными буклетами и советами порядочной жене. Всё это образует занятный калейдоскоп, который погружает во времена Штрауса и выхода самой оперетты - 1870-1880-е годы. Но вот занавес поднимается, и мы оказываемся в другой эпохе, на стыке XIX и XX веков, в самом разгаре модерна. И у меня никак этот перепад не скрутится в единую картинку. Куда делись 15 лет?

И ещё один маленький непонятный эпизод. После чардаша Розалинды гости бала рукоплещут ей и кричат «Браво!» Будто к русскому князю подлизываются, у нас ведь используют одно это слово вне зависимости от пола и количества исполнителей. Опять же феминитивы нынче не в почёте. Но мы же в Австрии XIX века, там, наверное, всё же «Брава!» женщинам кричали.

Восторг

Это костюмы. Я не возьмусь рассуждать об их достоверности, для этого надо бы получше разбираться в истории моды. Здесь уж точно буду опираться только на собственные впечатления.

Наряды Розалинды - это сплошное визуальное наслаждение. От них же взгляд отвести невозможно! А костюм Летучей мыши... Не знаю, что там делается в головах у мужчин, если даже моё воображение он будоражит уже несколько дней.

А у Адель какое платье на балу! Да что там, у всех героев костюмы чудо как хороши, за исключением, разве что, Альфреда и сотрудников тюрьмы. Ну, с последними хотя бы всё понятно - работа у них такая. А вот у Альфреда наряд довольно странный. Человек он, судя по всему, не самый бедный, раз увивался за Розалиндой по всей Европе и шлёт ей по четыре корзины роз за раз. Одет же, как обычный студентик с довольно незавидными возможностями. Жалко парня, так ему чужой жены точно не видать.

Воодушевление

Музыкальная, вокальная и хореографическая составляющие спектакля чудесные. Танцевальные номера меня просто завораживают, до чего же красивы! Прибавьте к этому голоса любимых артистов, их игру, забавные шутки и, конечно, волшебную музыку Штрауса, и вы попадёте в цепкие лапки мышки, как попала в них я. Люди, воплотившие это на сцене - главный козырь постановки. И именно они заставят меня прийти ещё не раз, даже если я не найду ответов на какие-то из своих вопросов.

Поэтому к чёрту вопросы, просто наслаждайся - говорит мне внутренний голос. И я склонна с ним согласиться.

Автор: Елена Костилецкая. Фото Маргариты Романовой, IRK.RU. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также