Территория БАМа: Усть-Кут
06 июля 2024
Глагол38 прочитал десятки источников и воспоминаний о Байкало-Амурской магистрали и решил опубликовать небольшие тексты о каждой станции на нашем Западном отрезке. Начнем с Усть-Кута.
На фото: 7 ноября 1981 года, колонна треста ЛенаБАМстрой на демонстрации. Усть-Кут, речной вокзал.
История поселения Усть-Кут начинается в XVII веке. В 1631 году под предводительством атамана Ивана Галкина был основан Усть-Кутский острог (от эвенкийского кута – заболоченное место). Вскоре Ерофей Хабаров основал в нем солеварню, пашню и ямскую гоньбу. Усть-Кут стал опорным пунктом в освоении Сибири и Дальнего Востока, «воротами в Великий Северный путь». Через него проходили экспедиции Витуса Беринга, братьев Лаптевых, Владимира Атласова, Григория Шелехова и Геннадия Невельского.
в XIX веке на солевых и золотых рудниках отбывали ссылку и каторгу декабристы, народники, социал-демократы, революционеры. «В селе было около сотни изб. Мы поселились в крайней. Кругом лес, внизу река. Дальше к северу по Лене лежат золотые прииски. Отблеск золота играл на всей Лене» – писал Лев Бронштейн (Троцкий) в 1900 году.
В 1930-е годы на развитие Усть-Кута повлияло строительство железной дороги Тайшет– Лена. На фоне ГУЛАГовской стройки в Усть-Кутском районе открывались школы, завершилась коллективизация хозяйств, образовалась местная МТС, развивался порт Осетрово. В 1934 году началось строительство нефтебазы. Заключенные Ангарского ИТЛ и вольнонаемные рабочие построили кирпичный завод.
25 ноября 1950 года в Усть-Кут пришел первый поезд, а через четыре года было открыто новое здание вокзала, первое каменное в городе. 29 июля 1954 года Усть-Куту присвоили статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрова.
Накануне строительства БАМа город занимал 20-километровую полосу вдоль рек Лены и Куты, на которой располагались самостоятельные населенные пункты, вошедшие в качестве жилых микрорайонов в единое поселение. Усть-Кут стал опорной базой западного участка магистрали благодаря наличию железнодорожной ветки от Тайшета (станция Лена) и речному порту Осетрово.
Архитектурно-планировочное решение Гипрогора было основано на сложившейся планировочной структуре, обусловленной расположением города на берегах рек, с учетом сложного рельефа, ограничивающего развитие населенного пункта в северном и южном направлении. Проектом был сохранен административный центр города. Но проходящая вдоль города железная дорога с многочисленными подъездными путями предприятий и портовых устройств не позволила проектировщикам осуществить четкого функционального зонирования.
2 мая 1974 года в Усть-Кут прибыл всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ, возглавляемый Виктором Лакомовым, а уже в октябре началась укладка рельсов западного участка. К тому времени в городе с населением 33 тысячи человек имелись судоверфь, лесозаготовительное объединение «Леналес», аэропорт, речное училище и предприятия местной промышленности.
В городе расположились головные организации трестов «ЗапБАМстроймеханизация», «Мостострой-9», «ЛенаБАМстрой», что привело к формированию ведомственных микрорайонов и рабочих поселков.
В 1976 году в Усть-Кут прибыл шефствующий коллектив СМУ «СтавропольБАМстрой, а в 1977 году – СМУ «КраснодарБАМстрой». Основная задача шефских предприятий состояла в модернизации железнодорожного узла Лена и возведении микрорайона постоянного проживания железнодорожников «Лена». По первоначальному плану данный микрорайон рассчитывался на 2 500 человек. Позднее проектируемая численность населения была увеличена до 10 тысяч. Работники строили и другие микрорайоны, как Речники-1 и Речники-2, Железнодорожник-1,2.
За первые десять лет шефскими предприятиями было введено 21,4 тысяч квадратных метров жилья, школа на 1 176 учащихся, больничный комплекс в составе больницы на 60 коек и поликлиники на 150 посещений, ТОЦ на 800 жителей, детский сад «Мишутка» на 240 мест, дворец культуры «Железнодорожник» на 400 мест, стадион инженерные сети. В 1987–1990 годы шефы занимались строительством 50 тысяч квадратных метров жилья для работников Осетровского речного порта Минречфлота РСФСР.
На фото: Ольга Аросева и Татьяна Пельцер, клуб МО-5, пос. Якурим, 1975.
На фото: первый 5-этажный дом, построен МО-102, Усть-Кут, ул. Реброва-Денисова, 1988.
На фото: здание детского сада, поселок Якурим, 1976.
За чертой города также строились жилые и промышленные объекты, так был полностью перестроен посёлок Мостоотряд, который на то время являлся часть рабочего посёлка Якурима, вошедшего в 1996 году в состав Усть-Кута. В западной части города в районе Кирзавода строится отдельное поселение строительно-монтажного поезда СМП-158. Рядом появились посёлки Ангаро-Ленской геофизической экспедиции, Северной геологоразведочной экспедиции, Колонковой экспедиции. С 1974 году на средства Украинской ССР (тогда каждая республика внесла свой вклад в строительство, об этом мы также расскажем) силами передвижной механизированной колонны № 1 треста «Укрмежколхозстрой» велось строительство рабочего посёлка Янталь, там создали леспромхоз «Днепровский».
Строительство железной дороги послужило толчком для развития ряда отраслей экономики города. Увеличились заготовки леса на предприятиях «Леналеса», в 1981 году был сдан в эксплуатацию мясокомбинат, в 1986 году вступила в строй четвертая очередь Осетровского речного порта, грузооборот которого вырос в 20 раз.
В 1987 году в город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск. Население Усть-Кута к концу комсомольской стройки составляло более 60 тысяч жителей.
Сегодня Усть-Кут - центр Усть-Кутского муниципального района, в который входят также бамовские поселки Звездный и Ния. Это крупнейший в Восточной Сибири транспортный узел, где пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения, имеется свой аэропорт и круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
В экономике основная доля принадлежит промышленному сектору, который составляют добыча полезных ископаемых, лесозаготовка и деревообработка, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство продукции пищевой промышленности для потребительских нужд горожан.
По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время. Фото из фондов Государственного архива Иркутской области и его филиала - центра документации новейшей документации.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!