03 февраля 2023
10:48

25 лет назад на Иркутск-2 упал транспортный самолет "Руслан"

06 декабря 2022

6 декабря 1997 года. 14:42. На иркутскую четырехэтажку рухнул огромный самолет, за несколько секунд до этого взлетевший с аэродрома авиазавода. Машина взорвалась, дом был полностью разрушен, жертвами гибели "Руслана" стали 72 человека.

Руслан 1997

Разработка нового тяжелого транспортного самолета для нужд министерства обороны СССР началась еще в 1971 году. Специалисты киевского ОКБ Олега Антонова за короткое время создали советский эквивалент американского гиганта Lockheed C-5 Galaxy. Габариты и грузоподъемность Ан-124, который получил имя "Руслан", оказались лучше, чем у C-5.

Ан-124-100, принадлежавший ВВС России, с регистрационным номером RA-82005 прибыл из Москвы на аэродром "Иркутск-2". Самолет был выпущен в 1985 году и за двенадцать лет эксплуатации налетал 1 034 часа. Он должен был забрать в Иркутске два учебно-боевых истребителя Су-27УБК и доставить их на российскую военную базу в Камрань (Вьетнам) с промежуточной посадкой во Владивостоке. Общий вес груза составил около 40 тонн при максимальной грузоподъемности "Руслана" в 120 тонн.

6 декабря 1997 года после окончания погрузочных работ Ан-124 заправили 140 тоннами топлива. На борту находились восемь членов экипажа и 15 сопровождавших экспортные истребители пассажиров.

Спустя всего три секунды после взлета из-за произошедшего помпажа отключился двигатель № 3. Еще через шесть секунд после третьего отключился двигатель № 2, еще через две секунды - двигатель № 1. К этому моменту Ан-124 успел набрать высоту в 66 метров, но тяги остававшегося рабочим двигателя № 4 не хватило для дальнейшего полета. Огромный самолет с размахом крыльев в 73 метра начал заваливаться на левый борт, быстро снижаться и в конце концов рухнул на жилой дом № 45 по улице Гражданской.

В иркутском детском доме № 1 было почти 150 детей. Воспитатель Надежда Переслегина, к тому времени отдавшая детскому дому четверть века, работала в четвёртой группе, где были 16 детишек: "Это была суббота, мы готовились к Новому году. Пытались достать из шкафа костюмы, игрушки, смотрели, что нужно обновить, а что можно использовать ещё раз в этом году. И вот мы сидели и смотрели, что из новогоднего осталось "живое" с прошлого года. И вдруг Таня Карамышева, она взрослая уже девочка, 16 лет ей уже было тогда, говорит: "Смотрите, как низко летит самолёт". И тут самолёт рухнул. Он упал с левой стороны от входа, там, где располагались третья и пятая группы".

Начался пожар. Загорелось топливо, выплеснувшееся из самолёта.

"Три девочки погибли сразу. Две - второклассницы, а Анна в восьмом классе была. Хорошие девочки такие были, хорошо учились. А двое детей умерли потом в больнице от ожогов. Помню, Аня Дернис умерла на шестой день. И Макар, сын нашей воспитательницы. Она пришла с ним в тот день на работу. Его потом возили в ожоговый центр в Москву, но всё равно он умер".

После ремонта интернат продолжил свою работу, а жилой дом на Гражданской, 45 снесли: "Там очень было много погибших. И на его месте стоит теперь храм Рождества Христова".

Журналист "СМ Номер один" Борис Слепнёв в тот день снимал хоккейный матч "Сибсканы" на стадионе "Труд": "Сотовых телефонов тогда не было, у меня был пейджер. И я получил сообщение, что в 2-м Иркутске упал самолёт. Изначально было непонятно, гражданский или военный. Цифровой техники тогда не было. Я забежал в проявку. Сдал отснятую плёнку и взял в долг несколько роликов. Поймал такси и поехал в Иркутск-2. Самолёт упал в 14:42. Я там был через полчаса. Оцепления ещё не было. На месте работали только пожарные. Понимая, что скоро место происшествия оцепят, я постарался по максимуму обойти периметр, весь квартал, и сделать какие-то ключевые снимки. Это было небезопасно, горело всё-таки больше 100 тонн топлива. 

Первое, что я увидел, - это пятиэтажка, на которой лежит огромный хвост "Руслана". Это была единственная часть самолёта, которая уцелела. Зима, мороз минус 20 градусов. Стояли три машины пожарные. Две работали лафетными стволами, такими пушками, установленными наверху у пожарной машины, - тушили это горящее озеро и пятиэтажку, которая была частично разрушена. Это был дом по улице Гражданской, 45. Люди, которых эвакуировали, выходили одетыми, кто мог, выносил какие-то вещи, свёртки".

Борис вспоминает, что дети из детского дома на момент его приезда уже были в безопасности: Я снимал потом похороны. Помню, что на первой полосе у нас была фотография девочки в таком клетчатом пальтишке, со слезой на щеке. Дети плакали молча. Слёзы роняли - и всё. Они были в шоке".

Второй раз он поехал вечером, часов в шесть или семь, было темно: "Поздней ночью была пресс-конференция какого-то военного генерала. Потом несколько раз ездил на следующий день снимать приезд тогда молодого Сергея Шойгу. Тогда на пресс-конференции Шойгу назвал 49 человек, в том числе 14 детей. Я не помню, изменилась ли позднее цифра. Я думаю, что кто-то наверняка потом в больнице умер. Но изначально были такие цифры. Потом Виктор Степанович Черномырдин приезжал. Работала правительственная комиссия". Комиссию возглавил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил, генерал-полковник Анатолий Тарасенко. 

Пожар был локализован только к утру 7 декабря. Тогда же было решено опрокинуть застрявший на стене дома хвост самолета, а остовы сгоревших домов – снести.

Шойгу заявил, что экипаж не виноват: самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2 800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Внутренние переговоры членов экипажа не сохранились – бортовые самописцы оказались в эпицентре пожара. Черные ящики сгорели, пленка пришла в негодное состояние.

Комиссия провела большую работу, но точную причину падения самолета так и не установили. Иркутская катастрофа 1997 года стала одной из крупнейших в современной России. В 2003 году указом президента РФ все 15 членов экипажа были награждены орденом Мужества посмертно. 

71 человек, которые остались без квартир, получили новое жилье. Семьи погибших получили денежную компенсацию. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также