Сергей Язев: За что им давать героев?
07 октября 2021
В лентах в последние дни закономерно всплывает вопрос: если за четыре месяца можно подготовить человека к космическому полету - почему мы тогда так высоко ценим космонавтов? За что им дают ордена и звание Героев России? Не означает ли всё это, что профессия космонавта стала обычной, рядовой?
Думаю, что нет. Поясняю.
Юлия Пересильд, Клим Шипенко, а также космические туристы, которые летали на "Союзах", а теперь уже и на "Дрэгоне" - это все-таки не космонавты и не астронавты. Это участники космического полета.
В чем разница? Разница в первом приближении такая же, как между пассажиром самолета и пилотом.
Мы приходим в самолет, садимся на свое место и занимаемся чем хотим. Мы не знаем, как и почему самолет летит, как им управлять. Нам на случай аварии показывают маленькую часть того, что вообще-то следовало бы знать - как надеть маску с кислородом, как пробраться к аварийному выходу. Это всё, что мы знаем (точнее, не знаем - не слушаем бортпроводников, как правило). Хотя шансы спасти жизнь в критической ситуации благодаря этим знаниям слегка увеличиваются. Слегка. Мы не пилоты - мы участники полета, пассажиры.
Юлия Пересильд и Клим Шипенко - такие же пассажиры. За четыре месяца их слегка потренировали, проверили вестибулярный аппарат (понятно, что если бы тут все было бы плохо, полетели бы другие - погибать от головной боли и тошнить целую неделю некогда, надо работать). Некоторым первую неделю в невесомости бывает так плохо, что они почти умирают (воспроизвожу рассказ космонавта).
Конечно, их кое-чему научили - как действовать в критической ситуации, чтобы увеличить шансы спасти себе жизнь, в случае чего. Ведь неподготовленный человек и люк открыть не сможет, и нужные датчики не подключит (или отключит), и нужную кнопку не нажмет, и так далее. Во время ручной стыковки командир Антон Шкаплеров командовал Юлии, и она выполняла некоторые простые, но нужные действия, помогала космонавту. Он бы и так справился, но с ее помощью ему было легче. Но стыковку сама она бы выполнить не смогла - этому учатся годами!
Но то, что Юлия помогала Антону, не означает, что Юлия - космонавт.
Для того, чтобы только зачислиться в отряд космонавтов, нужно после жесточайшего отбора пройти два года общекосмической подготовки. Это безумно сложный курс, работать надо без выходных, с утра до вечера, сдать несколько десятков сложнейших экзаменов, и права получить тройку нет - тебя отчислят.
Специальная парашютная подготовка, например, такова: вы прыгаете и непрерывно ведете репортаж, и в свободном падении - пока парашют не открылся - решаете математическую задачу и докладываете решение, и только после этого открываете парашют. Если не справляетесь - вы не космонавт, потому что мотивация, стрессоустойчивость, память, спокойствие обязательны. При отборе в отряд психологи выгоняют претендентов сотнями. Космонавт должен быть с такой нервной системой, каких в жизни почти не бывает. Это два года, но вы только кандидат, и это еще не факт, что вас возьмут. Берут не всех. Некоторых берут и присваивают квалификацию "космонавт-испытатель".
А потом, если вы космонавт-испытатель, и вас зачислили, вы начинаете изучать матчасть. Станция огромная, в ней тысячи систем. Надо знать всё, надо уметь с этим работать, надо уметь это настраивать и чинить. Надо знать, где что лежит - тысячи объектов, инструменты, запчасти, комплектующие к научному оборудованию. Это еще пара лет. Плюс постоянные физические тренировки, каждый квартал медкомиссия - вас могут отчислить по здоровью на любом этапе.
Это может продолжаться годами. При этом вы еще не в экипаже, потому что очередь длинная. Потому что вместо того, чтобы летать самим, мы с 2011 по 2020 годы возили на своих кораблях американцев, европейцев, японцев, канадцев, выполняя наши обязательства по проекту МКС. Нашим было негде работать - на борту работали всего по два российских космонавта. Поэтому включения в экипаж (сначала в дублирующий, потом в основной), можно было ждать лет пять-восемь. А можно было и не дождаться.
После включения в состав экипажа тренировки проводятся тоже не быстро - космонавты готовятся к конкретной программе на борту станции, знакомятся с оборудованием, с которым им предстоит работать, программой экспериментов. Это еще год или, бывает, два.
Можно ли это сравнить с подготовкой туристов или "участников космического полета"? Можно ли этих участников называть космонавтами? Конечно, нет - это совсем разные вещи.
Оправданы ли такая сложная подготовка, такой жесткий отбор? Космонавт Александр Лазуткин рассказал о своем полете. Как на борту был пожар, и как реагировал экипаж. Как командир станции попал лицом в гигантскую каплю ядовитого этиленгликоля, убежавшего из трубопровода. Как экипаж работал в противогазах, когда было неизвестно, можно ли снять, можно ли дышать загрязненным воздухом. Как удар грузового корабля привел к разгерметизации отсека станции. Как на той самой станции "Салют-7" работали советские космонавты, спасая почти погибший проект. Что бы там смогли сделать туристы? Ничего. И с высокой степенью вероятности, они погибли бы. В космосе всякое бывает, и помочь там некому.
В 2020 году впервые после долгих лет наконец полетел американский Дрэгон, и у американцев появилось средство возить своих астронавтов самостоятельно, без зависимости от России. Наконец при Рогозине к МКС пришел модуль "Наука", теперь на МКС есть где жить трем космонавтам и чем заниматься. Очередь в космос в России пойдет быстрее, наши летать будут больше. Ждать придется не по 8 -10 лет, а лет по пять. Но не меньше, потому что полноценный цикл очень серьезной подготовки требует примерно 4-5 лет.
Сравнивать настоящего космонавта и участника космического полета, который выполняет очень узкую функцию, нельзя. Нельзя сравнивать летчика (и одновременно бортинженера) с пассажиром самолета. Пассажир, турист - это просто груз, предусмотренный программой.
Хотя и Юлия Пересильд - человек не совсем случайный. Актрис-претенденток изначально было около трех тысяч, если я ничего не путаю. Это означает, что она по своим физическим и морально-волевым показателям подошла. Но очень многие не подошли.
Ну, и всем им , конечно, удачи на борту! Сейчас им очень непросто. Первые дни в невесомости - это очень тяжело, а им работать. Пусть всё будет штатно.
Автор: Сергей Язев
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!