Коллекция: от частного к общему

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы погружаемся в мир искусства и знакомимся с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного.

От частного к общему. Процесс индуктивного мышления, как ни странно, хорошо применим в искусстве. Из частных коллекций не раз возникали общественные музеи. Без Павла Третьякова была бы немыслима сейчас Третьяковская галерея, а без стараний Владимира Платоновича Сукачёва, Иркутск не гордился бы в настоящее время богатейшей коллекцией произведений искусства за Уралом.

Отрадно наблюдать, что по сей день частные коллекционеры также находятся в активном сотрудничестве с выставочными площадками города, обогащая экспозиционный материал редчайшими уникальными экспонатами.

С 8 апреля в Галереи Сибирского искусства открывается выставка пасхальных яиц из частной коллекции «Собрание Спешилова». Основатель галереи Александр Михайлович Спешилов более двадцати лет является страстным коллекционером и ценителем искусства. В настоящее время его галерея обладает крупной коллекцией, насчитывающей более 1000 наименований, в том числе порядка 350 редких и уникальных экземпляров самоваров, изготовленных различными фабриками и мастерскими России и зарубежья начиная с XVIII века.

Коллекция пасхальных яиц была частично приобретена в Новосибирске. Сейчас она значительно расширилась и составляет около двухсот экземпляров. На выставке представлены семьдесят семь предметов, в том числе уникальные экземпляры Императорского фарфорового завода. Пасхальные яйца, изготовленные для Николая I, Александра II,  Александра III, Николая II, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, великой княгини Ольги Александровны, раскрывают перед зрителем целый пласт культурного и исторического контекста, стилизацию и мотивы, царивших в ту эпоху направлений искусства, отражают моду и вкус современников.

Кроме этого, представлены пасхальные яйца, изготовленные ведущими отечественными фарфоровыми заводами: Гарднера, Кузнецова, Корниловых; некоторые экземпляры пасхальных сувениров и бытовых принадлежностей европейских мастеров и фарфоровые пасхальные яйца, изготовленные в Китае для русских эмигрантов в первой половине ХХ века.

Всегда интересен вход в историю искусства посредством одного предмета.  В данном случае такой предмет как яйцо (из фарфора, стекла, папье-маше, дерева), позволяет отправиться в целое путешествие по орнаментам, мотивам, сюжетам, стилям. Поразмышлять не только о его сакральной составляющей, но и культурологическом аспекте. Соблюдая традиции минувших времён (пасхальные яйца Фаберже, к примеру, извлекались семьёй императора для показа только во время Пасхи), коллекция пасхальных яиц из собрания А. М. Спешилова также традиционно экспонируется перед праздником, давая возможность зрителю соприкоснуться с темой весны, возрождения, торжества.

                             Мария Моженкова, искусствовед

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

08.04.2021


Новости партнеров