Театр кукол и марионеток, или Среда Петрова №113

09 января 2020

Иркутский «Аистенок» отмечает юбилей. Ровно 85 лет назад, 8 января 1935 года, спектаклем «Ёж, Петрушка и две обезьяны» в Иркутске открыл свои двери Восточно-Сибирский театр кукол и марионеток.

театр

МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПЕТРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ПЕТРОВА АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА (18+)

Это был первый кукольный театр для детей Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Шефство над иркутянами взял Московский театр детской книги имени Артемия Халатова, тогдашнего руководителя Госиздата, пламенного революционера, как говорили о нем, который поставил задачу перед иркутскими артистами – популяризировать советскую и иностранную детскую литературу. В Иркутск приехала группа московских артистов во главе с Сергеем Задониным и Надеждой Сазоновой. 30-летний светловолосый Задонин был известным московским Петрушкой, прекрасно игравшим на ксилофоне, с необычной внешностью. 

У него была очень большая близорукость, он плохо видел, носил пенсне, вдобавок еще хромал, но отличался хорошими организаторскими способностями, владел немецким языком. Надежда Викторовна Сазонова, коренная москвичка, учитель русского языка, супруга Виктора Швембергера, директора московского театра, учила всех кукловедению. Маршак называл ее «похожей на серьезную студентку».

Жизнь актеров закончилась трагически: с началом войны они ездили на фронт, во время одной из поездок осенью 1941-го попали в плен и были расстреляны в 1943 году. Халатова расстреляли раньше - в тридцать седьмом по обвинению в шпионаже, у театра, естественно, забрали его имя.

А пока молодые Задонин и Сазонова в Иркутске, готовят пьесу Белова «Колдун» (О первопечатнике Иване Федорове и царе Иване Грозном), ставят басни Ивана Крылова и перезапускают полюбившиеся иркутянам «Петрушку и ежа», «Петрушку и путешественника».

Вторая группа артистов работала под руководством московского режиссера А. А. Надеждиной, она ставила чеховскую «Каштанку», к осеннему сезону готовила сказку «Веселый портняжка» братьев Гримм. 

Уже с первого года артисты ездили по области. А сам же театр выступал на сцене ТРАМа (Театра рабочей молодежи). Так тогда назывался будущий Театр юного зрителя. Его помещение знакомо всем иркутянам – это довольно невзрачное сейчас здание на углу Ленина и Карла Маркса, когда-то отель «Централь», главный отель Иркутска. Кукольный театр начинал свои представления в 16:00 часов, а молодежный – в 20:30.

17 сентября вышла еще одна премьера «Ссора». В 1936 году в репертуаре театра появились спектакли «Гусенок» и «Шестеро товарищей».

Тридцать пятый год – особенный для Иркутска. Летом откроется первый за Уралом детский звуковой кинотеатр «Пионер» с залом на триста мест, просторным фойе и буфетом. Все стены театра были украшены панно из сказок, картинками из жизни детей, а вечерний показ фильмов для старшеклассников 8-10 классов начинался в восемь часов. Можно было оторваться от родительской опеки.

В мае 1937 года театра кукол и марионеток после длительной поездки по городам и селам области вернулся в Иркутск и начал репетиции в помещении Молодого театра (так называли ТРАМ). В газете «Восточно-Сибирская правда» появилось объявление, что театр принимает заявки на выездные спектакли в школы, детские сады, детплощадки и рабочие клубы. Звонить по телефону № 15-49 с трех часов дня. Театра стал называться «Красный петрушка», и каждый вечер артисты надевали на руку перчаточную куклу, чтобы порадовать молодых иркутян.

К сожалению, сохранилось очень мало информации о первых актерах театра. Русанова, Кашек, Усольцева, Иванова, Ваюцкая, Морген, художник-скульптор Герман, художник-живописец Ладейщиков. Такие разные фамилии, но именно с них начиналась история театра, который в 2019 году получил премию правительства России.

В моем детстве тоже был кукольный театр. Меня и дразнили в детстве Петрушкой, но это было связано с фамилией, нежели с искусством. Да и сегодня выход в театр останется большим семейным праздником. Поэтому забегу на днях в кассу и куплю билет на один из спектаклей, чтобы не нарушать среду Петрова.

                                                                                                                                   Алексей Петров, историк

На фото: Сергей Задонин (из открытых источников); подготовка к спектаклю 1935 год (из архива театра «Аистенок»)

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также