Харбин: вера и отчуждение

10 марта 2024

В «Новом литературном обозрении» вышла монография Ксении Родионовой «Харбин. Вера и отчуждение. Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая».

харбин

- Итак, поговорим о Харбине. В чем его особенность с исторической точки зрения?

- Харбин был частью Маньчжурии, а на начало XX века это совершенно уникальный регион. На нее претендовали сразу несколько стран, там часто менялись режимы власти и законодательство. И Харбина все эти изменения тоже коснулись. 

Российское население появилось в Харбине неслучайно. Его судьбу вполне легко отследить: есть даты, когда оно появилось и когда покинуло территории Маньчжурии.

Сергей Витте, министр финансов Российской империи, предложил провести через Маньчжурию ветку Транссибирской железной дороги. Она должна была соединить Читу с Владивостоком и ускорить таким образом грузоперевозки. Конечно, колониальные амбиции в этом проекте тоже были. Харбин начинался как железнодорожная станция, через которую велась вся экономическая и административная деятельность с Российской империей. Конечно, русскоговорящее население там резко выросло. 

После революции и начала Гражданской войны связь с этой веткой железной дороги была потеряна, а сама КВЖД перешла к Китайской республике. Позднее советские власти добились совместного управления, но особого влияния уже не имели. Параллельно с этим в Харбине резко выросло количество российских эмигрантов. Город выбирали в первую очередь из-за расположения: туда легко было добраться из Сибири и Дальнего Востока. Сыграла роль и языковая среда: среди русскоязычных было комфортнее освоиться и найти работу.

В 1930-е годы для Харбина все снова поменялось. На территорию Китая вторглась Япония и создала марионеточное государство на территории Маньчжурии. Изменились законы и административные структуры. А в 1945 году советские войска освободили Маньчжурию и передали ее китайским коммунистам, которые начали борьбу с иностранным засильем. Для российской общины в Харбине это стало концом. Большинство было изгнано, на территории Маньчжурии остались единицы.

- А религиозная жизнь Харбина в начале XX века - как она развивалась?

- До революции главной особенностью Харбина была его либеральная религиозная политика. Витте предложил расселить вдоль КВЖД религиозные меньшинства, приглядывать за ними, но без особого усердия. Такая политика побуждала тех, кто опасался преследования, переезжать в Харбин.

После революции хлынул поток эмигрантов, в том числе и верующих. Их количество росло, и постепенно они начали образовывать разные церкви и общины. При этом особенного контроля со стороны китайских властей не было: они не считали общины чем-то опасным. Благодаря полной свободе Харбин пережил нечто вроде религиозного бума. Туда направились представители самых разных направлений, в том числе методисты. Они открыли в Харбине три школы, университет и детский лагерь. Переезжать в Харбин начали и баптисты — правда, с Дальнего Востока. Они контролировали общины обоих регионов до тех пор, пока граница между Дальним Востоком и Маньчжурией не закрылась окончательно.

Опасаясь преследования, после 1917 года в Харбин начало переезжать православное население. Его положение в СССР было значительно тяжелее, чем у тех, кто исповедовал протестантизм. Первое время советские власти поддерживали некоторые религиозные течения, в том числе протестантизм, противопоставляя их главенствующей религии. Когда православие на территории СССР окончательно ушло в подполье, власти взялись и за другие религиозные течения. Так в Харбин хлынули протестанты и он стал центром российского дальневосточного протестантизма.

При японской власти религиозным деятелям стало тяжелее - особенно протестантам. Все дело в том, что Япония в то время находилась в плохих отношениях с Америкой и Великобританией, а именно оттуда было большинство протестантских лидеров. Они покинули территорию Маньчжурии и передали руководство общинами российским пасторам. Поначалу еще как-то влияли на паству, но потом связи утратились. Письма в Харбин попросту не доходили.

Когда в Маньчжурии пришли к власти китайские коммунисты, они начали бороться с иностранцами.  Религиозных общин это тоже коснулось - хотя в традиционной историографии считается, что антирелигиозная политика берет начало со времен становления КНР. Я же наткнулась на сюжет о том, как была арестована и выслана за пределы Маньчжурии группа католических священников. Параллельно с этим в Харбине были закрыты учебные заведения для католиков. И вот можно говорить о том, что зачатки этой антирелигиозной политики проявились именно в Маньчжурии.

- Каких конфессий в Харбине было больше? Есть ли какая-то статистика?

- Сложно говорить о каких-то конкретных данных. В 1920-е годы никто не занимался подсчетами. До 1917 года и в 1930-е это делали, но и здесь цифры слишком разные. Российское сообщество в Харбине всегда насчитывало больше всего православных. К 1930-м годам примерно 2 % всего населения занимали католики, 1 % - протестанты. Некоторые общины вроде методистов и баптистов в разное время насчитывали от 100 до 500 человек, но они вели довольно яркую деятельность, издавали газеты и журналы. Но конечно, в зависимости от периода эти цифры отличались.

Полный текст здесь.

Софийский собор как символ русского Харбина

- Христианские общины в разное время были подвластны трем государствам: Российской империи, Китайской республике, Маньчжоу-Го. Как эта специфика повлияла на жизнь общин?

- Для меня это был один из главных вопросов исследования - трансформация общин при смене политических режимов. Эта специфика повлияла напрямую на жизнь всех общин в Маньчжурии и сказалась даже на разладе и расколе внутри некоторых из них. Каждый из этих периодов интересен сам по себе, а изменения в жизни конфессий транслируют общность самих процессов между понятиями нации и религии.

- Какой вклад в Харбин внесли христианские меньшинства, о которых вы пишете? Какова была их роль в жизни города?

- Католики и протестанты в среде российской диаспоры составляли совсем небольшую часть. Большинством было, конечно же, православное население. Тем не менее вклад был очень заметен. Многие русские эмигранты обучались в католических и протестантских учебных заведениях, это были крупные образовательные учреждения, пользовавшиеся большой популярностью среди населения. Религиозные общины вели благотворительную деятельность, помогали сиротам, бедным и на заключительном этапе помогли некоторым эмигрантам покинуть Китай. 

Религиозные меньшинства очень разнообразили и обычную городскую жизнь российского населения, устраивали яркие праздники. В Харбине было открыто множество издательств, которые печатали христианскую литературу разного характера. Современный Харбин сохранил некоторую преемственность, в сохранившихся зданиях и сейчас проводятся христианские службы.

- Религиозные меньшинства существуют в России и сегодня. Интересует ли представителей этих конфессий история их общин в Харбине?

- Да, представители современных общин и церквей также заинтересованы в открытии новых страниц истории их конфессий и сами иногда занимаются историей харбинских общин. Иногда они имеют даже больше преимуществ, чем обычные ученые, так как у них часто есть доступ к внутренним источникам общины. Но не только католики и протестанты заинтересовались книгой, гостями презентаций были и священнослужители Русской православной церкви. Хотя о Русской православной церкви я писала только в контексте межконфессиональных отношений.

- В современной российской исторической науке наблюдается тренд на изучение Китайско-Восточной железной дороги. На ваш взгляд, с чем это связано?

- Бум на изучение КВЖД и русской эмиграции в Харбине пришелся все-таки на начало этого века. Когда я только поступила в аспирантуру, я знала всего двух-трех коллег моего возраста, кого эта тематика интересует на постоянной основе, и, к сожалению, проблема научной преемственности существует. Поэтому с формулировкой этого вопроса я бы поспорила.

- Какие книги вы бы посоветовали почитать тем, кто хочет иметь общее представление о жизни русской эмиграции в Харбине?

- Если берем период русской эмиграции, то для меня в первую очередь это Георгий Васильевич Мелихов - «Маньчжурия далекая и близкая» и «Белый Харбин». Эти книги легки для чтения и затрагивают разные аспекты жизни эмигрантов. Елена Евлампиевна Аурилене - «Российская диаспора в Китае» (особенно труды Елены Евлампиевны важны для всех интересующихся Маньчжоу-Го и Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи), Виктория Геннадьевна Шаронова - «История русской эмиграции в Восточном Китае в первой половине XX века» (Виктория Геннадьевна специалист с уникальным опытом и энергией, ее работы по дипломатии - это также основа для понимания всех процессов, происходивших в Харбине).

Если брать историю КВЖД и доэмигрантский Харбин, то из зарубежных авторов выделила бы знаменитую работу Дэвида Вульфа «To the Harbin Station: The Liberal Alternative in Russian Manchuria, 1898–1914». Мэтров харбинистики не так и много, поэтому трудно остановиться. Обязательно прочтите труды Амира Хисамутдинова, Натальи Аблажей, Елены Наземцевой, Марии Кротовой, Сергея Смирнова, Владимира Дацышена, Светланы Левошко, Николая Крадина.

Полный текст на Горький

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также