Издательство «МИФ»

Иркутская премьера: Ипохондрик

13 мая на камерной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Ипохондрик» по одноименному произведению Алексея Писемского.  
Жанр спектакля режиссер народный артист России Иосиф Фекета определил как сатирическая комедия о любви. Но не только этому чувству посвящена постановка. В центре истории оказывается Николай Михайлович Дурнопечин, «мнимый больной», который находится в постоянной тревоге и страхе заболеть. Именно этот недуг заставляет ипохондрика все реже показываться на улице, лежать и рассуждать, как несправедливо быстро проносится жизнь вокруг него. И именно он становится причиной того, что на богатое состояние Дурнопечина начинают слетаться «наследники» – то дальние родственники, желающие полакомиться на дядюшкином наследстве, то невеста с неугомонным братом, который сделает все, чтобы его сестрица была, что называется, при деле.
Одна из главных проблем, которую поднимает режиссер в «Ипохондрике» – перестройка общества, в процессе которой мужчины и женщины поменялись местами. Женщины приняли на себя бразды правления, а мужчины стали «мельчать», забывать, как принимать волевые решения и как нести ответственность не только за окружающих людей, но и за самого себя.
– Когда мужчина теряет главенствующие позиции и понимает свою несостоятельность и несамостоятельность, то все переворачивается с ног на голову, – отмечает режиссер Иосиф Фекета. – Мужчина, который должен быть добытчиком, сильным, отважным, за чьей спиной будет в безопасности женщина, становится слабым. И все в свои руки приходится брать именно женщине, потому что больше некому. В пьесе Писемского об этом очень хорошо сказано. Дурнопечин – яркий пример того, как человек не может избавиться от мнительного страха перед принятием даже самого ничтожного решения и во всем полагается на свою тетушку.
Пьеса «Ипохондрик», написанная еще в предреформенный период, в 1851 году, не теряет своей актуальности и сегодня. По мнению Иосифа Фекеты, она современна тем, что раскрывает характеры людей, которые за века не изменились. 
– Эмансипация женщин, борьба за свои права в наше время повернулась совершенно другой «стороной медали». Женщины на данный момент являются не только хранительницами домашнего очага. Они становятся главными практически во всех областях жизни человека – они и главы семей, и руководители предприятий, и даже министры. В результате мужчины, как сильные мира сего, теряют свою состоятельность, переходят на второстепенные роли. Мужчина вроде бы является сильным полом, но в то же время становится слабым. Отсюда и затянувшийся инфантилизм, и отсутствие мужской инициативности в действиях. 
В спектакле «Ипохондрик» будет много юмора, будут высмеяны не только недостатки помещика Дурнопечина, но и его родственников, которые тоже оказываются не без грешка. Будет много танцевальных и пластических номеров, которые то станут нагнетать и без того «страшную» болезнь Николая Дурнопечина, то еще больше раскрывать комизм той или иной ситуации, в которую оказываются втянуты все без исключения герои истории.
 
Из аннотации:
Меняются время, проблемы, меняется характер разговора. Но один мотив в творчестве остаётся неизменным: поиск ответов на вечные вопросы «Что есть человеческая высота и низость?», «Что есть нравственность и безнравственность?», «Зачем живёт человек, и какой путь выбирает он по жизни?».
«Ипохондрик» Алексея Писемского повествует о Николае Михайловиче Дурнопечине, инфантильном, закомплексованном мужчине, который всю свою жизнь прячется «за спиной» у невиданной болезни – ипохондрии. Прослышав об этом загадочном недуге, чуть ли не со смертельным исходом, в имение Дурнопечина съезжаются дальние родственники, чтобы навестить дядюшку да оторвать кусок побольше от его огромного состояния. И тут начинается! 
В красочном хороводе судеб, лиц и характеров сосуществуют любовь и притворство, искренность и лицемерие, добро и зло. Вместе с Писемским охлопковцы срывают маски добропорядочности с милых на первый взгляд родственничков Дурнопечина, в очередной раз напоминая о человеческих пороках, уродующих душу – практицизме, личной выгоде, шантаже. Что же может спасти наш корыстный, меркантильный и жестокий мир? Разумеется, любовь!
Погружая зрителей в стихию весёлой, праздничной жизни, любовных приключений и интриг, Иркутский академический театр напоминает, что во все времена и во все эпохи в большом почёте были и есть люди, готовые брать ответственность за себя и окружающих людей, нести эту важную и почетную миссию. Особенно, если это мужчины. 
Роли играют: Николай Михайлыч Дурнопечин (ипохондрик) – Алексей Орлов (I); Соломонида Платоновна, тетка его – заслуженная артиста России Татьяна Двинская; Прохор Прохорыч Дурнопечин – заслуженный артист России Игорь Чирва; Настасья Кириловна Белогривова – артистка Татьяна Фролова; Ваничка, сын ее – артист Роман Мосьпан; Надежда Ивановна Канорич, девица – артистка Дарья Горбунова; Mихайло Иваныч Канорич, брат ее – артист Иван Гущин; Никита, слуга Дурнопечина – артист Александр Дулов; Сергей, цирюльник, слуга Соломониды Платоновны – артист Антон Залетин; Марфа, повар – артистка Надежда Савина; пластическая группа – артисты Алена Бочкарёва, Глеб Ворошилов, Иван Гущин, Антон Залетин, Надежда Савина.  
Пьеса «Ипохондрик» была написана в 1851 году. Но общественность не была готова к подобным произведениям, поэтому на пьесу был наложен цензурный запрет. Алексей Писемский несколько раз вносил изменения в текст, вплоть до 1855 года, пока пьеса не была поставлена на сцене Михайловского театра в Петербурге. В 1857 году комедию представили на сцене московского Малого театра. Спектакль пришелся по душе публике, получив положительные отзывы критиков и видных литераторов того времени. Один из рецензентов «Библиотеки для чтения» писал: «С удовольствием обращаемся к прекрасной комедии г. Писемского», «... характеры действующих лиц взяты с натуры и очерчены автором превосходно; язык каждого лица верен характеру, в пьесе очень много сцен истинно комических – вот неотъемлемые достоинства пьесы Писемского, комедии очень умной».
С 60-х годов интерес к «Ипохондрику» стал стихать, как и к личности Алексея Феофилактовича. Если посмотреть репертуары театров XXI века, то вряд ли в них можно встретить имя Писемского. И, по мнению режиссера-постановщика Иосифа Фекеты, это совершенно непростительно. Вклад Алексея Писемского в историю и становление истории русской литературы велик. Не зря говорили о том, что он идет по пути Николая Гоголя. Исправить эту несправедливость решил Иркутский академический театр, поставив на Камерной сцене спектакль по одной из самых смешных и самых наполненных вечными вопросами и темами пьес Алексея Писемского «Ипохондрик».

Фото Анатолия Бызова


Aliexpress WW

10.05.2018

Театральная жизнь