Музы, богини и немного красок

«Глагол» представляет рубрику АРТ-ВЗГЛЯД с искусствоведом, научным сотрудником галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В. П. Сукачева Марией Моженковой. Каждый четверг мы будем погружаться в мир искусства и знакомиться с выставочными проектами нашего города, а также мастерами – художниками, скульпторами и другими представителями прекрасного. Сегодня у нас десятая публикация. Будем считать, что первый маленький юбилей.

Выставка Бальжинимы Доржиева «Предчувствие полёта» – это праздник солнца, ярких красок и чистого восторга. На его полотнах смешивается всё: национальные традиции, насыщенный колорит, символы и метафоры. В безумном хороводе цвета проступают узнаваемые приёмы мастеров минувших веков: Модильяни, Климта, Кандинского, воплощённые уже сквозь призму восточной эстетики.

Главные героини большинства полотен – прекрасные дамы, загадочные незнакомки, вдохновлённые музы. Уже у первой картины «Предчувствие полёта» с замиранием следишь за девушкой, раскинувшей руки в небесах. Невольно на ум приходит цитата из Макса Фрая: «…Любая женщина — сумасшедшая птица. Любая — запомни это! Проблема в том, что большинство женщин стремятся научиться не летать, а только вить гнезда. Другим же — ломают крылья, третьи — складывают их к чьим-то ногам…».

Женщина – это неисчерпаемая вселенная образов и смыслов для творцов на все времена. Кокетка и скромница, просветительница и затворница – какой бы идеал не создавала эпоха, она вписывалась в него. И в произведении искусства, даже если это портрет всем известной дамы, женщина – это гораздо больше, чем просто женщина. Это образ, архетип, целая галактика непознанного. Недаром многие именитые творцы писали своих жён и возлюбленных образе богинь и мадонн.

На картине «Муза», которую сам автор считает одной из вершин своего творчества, мы видим роскошную красавицу в окружении цветов, фруктов, птиц. Она притягательна, но почти недосягаема. С античных времён музы рассматриваются как божественный источник вдохновения. Здесь стоит отметить, что далеко не всегда побудительной причиной для творчества является чувственное начало. Обнажённое тело выступает завершающим штрихом к целому каскаду эмоций, переживаний, поисков, а иногда и терзаний.

Кстати, на выставке присутствует несколько образов в стиле «ню». Выполненные в виде оригинальной графики, они раскрывают ещё одну грань таланта автора. Сдержанная цветовая гамма и деликатные ракурсы представляют тело женщины как изысканный предмет для восхищения. 

На контрасте с «Музой» выглядит сдержанно, если не сказать, аскетично ещё одна картина – «Паломница». Она не привлекает яркими красками и изящными линиями, но пройти мимо тоже не получится. Сосредоточенность и внутренняя сила не нуждаются в чрезмерном декоре. И тем не менее, она восхищает, наполняет умиротворением, настраивает на возвышенный лад.

А вот полотно «Маска», раскрывает перед зрителем… нет, не лицо. А ещё одну черту женщин – переменчивость. Недаром говорят, что все женщины – немного актрисы. Они подстраиваются под ситуации, вписываются в обстоятельства, а иногда и откровенно манипулируют моментом. Какая она на самом деле? Порой сама женщина не знает этого о себе…

Но тем притягательней её образ для художника. Тем больше ему хочется припасть к этому источнику вдохновения, дарующему всему миру энергию созидания, благости и процветания.

                                  Мария Моженкова, искусствовед

Выставка Бальжинимы Доржиева «Предчувствие полёта» проходит в Галерее сибирского искусства (Карла Маркса, 23). 16+. 

На фото: Девушка в алмазах. 2015

Малиновое счастье. 2018

Маска. 2013

Муза. 2013

Паломница. 2010

Предчувствие полёта. 2017

Хабар (весна). 2017

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

10.12.2020


Новости партнеров