Артем Малакичев - учитель года в Иркутске!

11 февраля 2020

На прошлой неделе в Иркутске прошел традиционный конкурс "Лучший учитель года". Лучшим в 2020 году стал 33-летний преподаватель математики лицея ИГУ Артем Малакичев.

артем малакичев

Артем Малакичев - ангарчанин по рождению, окончил школу с углубленным изучением математики с серебряной медалью и Институт математики, экономики и информатики ИГУ. Работает и живет в Иркутске.

Журналист "Пятницы" Елизавета Старшинина поговорила с победителем городского конкурса. "Глагол" публикует отрывки из интервью. 

"Мои родители никогда в школе не работали. Отец преподает в вузе, но там другая специфика. Про учителей в школе - только самые положительные воспоминания, даже не хочу выделять кого-то особо, чтобы никого не обидеть. Всех помню и некоторые их педагогические приемы использую. Как-то на подсознательном уровне это происходит.

Сначала и у меня была мысль заняться программированием, но потом я понял, что мне это неинтересно, в отличие от друзей, которые этим буквально горели: скорее бы прийти домой программу дописать или движок для сайта сделать. У меня такого желания никогда не возникало. Если мне для работы нужно, я могу написать программу, но заниматься этим и только этим мне совершенно не хотелось. 

Меня больше всегда интересовало решение задач - теоретического и практического содержания. А вот мыслей заняться преподаванием у меня вообще не было. В школу я попал благодаря стечению обстоятельств. Случилось так, что для поступления в аспирантуру нужна была педагогическая практика, и мне предложили параллельно с аспирантурой попробовать преподавать. Так я оказался в школе. Втянулся, и это стало моим основным занятием. Начинал с восьмых классов, потом добавились девятые и т. д.

О конкурсе. Было несколько этапов. Лично для меня самым сложным было написать эссе на тему "Я - учитель". На это отводилось пять часов, почти как на экзамене. А для меня написать сочинение в школе всегда было слабым местом. Даже каторгой. Когда сейчас мне нужно по работе написать отчет или план, это вызывает трудности. И во время конкурса я написал четыре черновика. И пятое сочинение написал уже сразу набело. Это был экспромт. 

Потом был семинар по педагогическим технологиям, нужно было показать, какие подходы я использую в обучении. Затем нам нужно было провести открытый урок, показать владение темой, технологиями и умение взаимодействовать с учениками, вовлекать в процесс. Далее классный час - тоже сложное испытание, его тему мы узнавали только за сутки. 

Следующий этап - "работа в команде", затем профессиональный разговор на тему образования: мифы и реальность. Тоже непростая задача - тему объяснили за сутки, и нужно было быстро придумать концепцию. И в финале мастер-класс. И все это в течение недели.

Считаю, если уж в чем-то участвовать, то нужно забраться как можно дальше. Иначе не стоит и начинать, поэтому буду участвовать в региональном конкурсе. Мне нравится сам процесс. Это позволяет обобщить весь накопленный опыт - не так много возможностей оглянуться, проанализировать и понять, в какую сторону нужно развиваться. И конечно, это возможность поделиться своим опытом и посмотреть на работу других преподавателей. 

В рамках конкурса этот обмен происходит быстрее и эффективнее. Это возможность проверить себя: смогу ли я в таком жестком марафонском режиме мобилизоваться, пройти до конца.

До сих пор иногда меня одолевают мысли, зачем я этим занимаюсь, может было лучше пойти на завод. Работал бы спокойно, не зная проблем. Наверное, если бы я сказал что-нибудь такое, высокопарное... это было бы неправдоподобно. Если говорить серьезно, наверное, я столько времени не задержался бы в профессии, если бы у меня не было контакта с детьми. 

Приятно видеть, когда дети добиваются высоких результатов. Видеть, как они растут, как поначалу у них не все получается или нет интереса - и как постепенно у них меняется отношение, просыпается интерес. И очень радостно видеть, как они испытывают удовольствие от того, что получилось решить задачу. Может быть, это простая задача, но для ребенка это целое открытие. Это подкупает, воодушевляет и мотивирует.

Вспоминаю себя в детском возрасте, и это помогает справиться. Все ускоряется, пятиклассники, которые приходят, кардинально отличаются по уровню восприятия, отношению к жизни. Приходится следить за их интересами, за новыми веяниями. Конечно, я не могу погрузиться в их мир полностью, но стараюсь быть в курсе того, что у них сейчас актуально. Чтобы были точки пересечения. Они сейчас очень любят мемами общаться, и приходится держать руку на пульсе, и где-то даже использовать в качестве инструмента воздействия, которые настолько запали в умы и сердца людей. Такие вещи надолго оседают в памяти.

Дети есть дети, у них всегда свои проблемы, которые взрослым кажутся пустяковыми, а для них - очень серьезные, буквально вопросы жизни и смерти. И это надо понимать, уважать и в какой-то момент помочь разобраться. И это можно сделать даже в рамках той же математики.

У меня нормальный интернет появился, когда я уже учился на старших курсах. Сам диву даюсь, глядя, как полуторагодовалый малыш может спокойно разблокировать телефон, причем ему этого никто специально не показывал. Наверное, это неизбежная ситуация, так было и с бумажными книгами, когда они только появились. Наверняка в те времена родители выговаривали своим детям: "Что ты все время читаешь, займись делом, принеси воды, вскопай огород". Нужно это понимать и, главное, объяснять детям, что есть информация важная и нужная, и есть бесполезная, которая только отнимает время.

Любую точную науку можно преподавать творчески. Есть масса примеров. В некоторых биографиях написано: "Его лекция была как спектакль". И есть обратные примеры, когда выдающийся ученый оказывался неважным лектором. Конечно, и математику, и физику, и химию можно преподавать увлекательно и ярко. Это позволяют и современные технологии, и фантазия самого педагога. Можно придумывать задачи вместе с учениками, можно какие-то темы наглядно показывать. Например, комбинаторику, теорию вероятностей, геометрию. 

Но, конечно, надо соблюдать баланс. Если бы я на каждом уроке развлекал, то толку было бы мало, но пять-десять минут можно отвести на творческие эксперименты, чтобы привлечь внимание или разрядить обстановку.

Времени свободного очень мало, это издержки профессии. Поэтому я стараюсь использовать отпуск по максимуму. Люблю читать книги. Причем я не могу читать с перерывами, мне надо прочитать сразу, целиком. Поэтому чтение я оставляю на лето. Кроме того, занимаюсь спортом, играю в футбол и баскетбол и часто организую на это лицеистов. 

И еще мне очень нравятся походы. Раз в год стараюсь сходить в горы или лес. И конечно, с детьми стараюсь проводить больше времени, у меня их трое: дочери девять лет, среднему сыну скоро шесть и младшему полтора года. Мы с ними играем в "Лего" и хулиганить любим немножко. Стараемся активно проводить время".

"Глагол" присоединяется к поздравлениям молодому педагогу и надеется, что его не съест бюрокрастия с бумагами, а творчества в изучении математики будет еще больше!

Второе место в городском конкурсе заняла учитель русского языка и литературы школы № 72 Анастасия Бутакова, третье – учитель русского языка и литературы школы №63 Наталья Тарбеева. Лучшим воспитателем дошкольного учреждения стала педагог-психолог детского сада № 139 Александра Панкова, на втором месте - воспитатель детского сада № 147 Елена Смондаренко, на третьем – воспитатель детского сада №109 Светлана Чудинова.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также