Режиссёр Гайдай. Начало
11 июня 2023
Одна из старейших в стране киностудия им. М. Горького явилась первой съемочной площадкой для тогда еще режиссёра-практиканта ВГИКа Леонида Гайдая.
В 1955 году он участвовал в съемках фильма Бориса Барнета «Ляна», в котором исполнил также одну из главных ролей (верхнее фото).
Исполнительный директор выставки «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» Ольга Стрекаловская рассказала, что выставка могла бы не состояться, если бы не киностудия имени М. Горького и руководитель комплекса костюма и реквизита киностудии Наталья Левина. Мгновенно среагировав на запрос, киностудия подарила «ГайдайЦентру» для экспозиции оригинальные костюмы из фильма «Ляна», настоящий монтажный стол и осветительный прибор того времени. Так формировалась иркутская выставка, посвященная 100-летию Гайдая, при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Вместе они побывали на киностудии и смогли своими глазами увидеть хранилища уникальных вещей, прошлись коридорами, которыми «шёл Штирлиц» (фильм «Семнадцать мгновений весны», которому в этом году исполняется 50 лет, снимался частично в этих помещениях), а также пообщаться с людьми, по-настоящему увлеченными своим делом.
Гостям демонстрируются оригинальные костюмы актёров и реквизит: здесь «Штирлиц», платье Аксиньи («Тихий Дон»), костюм пионера Коли Герасимова и его авоська со стеклотарой («Гостья из будущего»), наряд Нины Соломатиной из «Карнавала», форма из фильмов «Офицеры», «А зори здесь тихие», одежда и головные уборы «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и многое другое впечатляющее. Сохранено, бережно перебирается, структурируется и сдается в аренду. Отдельное помещение занимают замечательные костюмы из фильмов-сказок «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса длинная коса» и «Финист – Ясный сокол» режиссера Александра Роу. Представлена и мгновенно узнаваемая по детской памяти шкатулка с «драгоценностями» из «Морозко» – словом, вся атмосфера погружает в воспоминания о мире сказочных персонажей из любимых советских фильмов.
«На киностудии имени М. Горького был снят первый цветной фильм, первый звуковой фильм и первый стереоскопический фильм в стране, – ведёт для нас экскурсию Наталья Левина, – об этом мало кто знает. Думают, что 3D – это современная разработка. Попытки снять стереоскопические фильмы предпринимались в мире еще в 1910-е годы. Свои разработки были и в нашей стране. Причём в советской версии зрителю не нужно было надевать очки для просмотра таких фильмов, к тому же, от них может болеть голова. Наша технология позволяла создавать эффект объемного изображения».
Автор технологии Семён Павлович Иванов изобрёл первую в мире систему безочкового стереоскопического кино, за что в 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени. 3D-кинотеатр был открыт тогда же в Москве, и первый фильм, который посмотрели более 500 тысяч человек, назывался «Земля молодости» (или «Концерт»). Позднее, уже в 1991 году, за систему съёмки фильмов «Стерео 70», разработанную полностью советскими специалистами, был получен специальный приз Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «За технические достижения».
Руководитель комплекса костюма и реквизита отметила, что уникальные вещи из хранилищ киностудии обязательно будут предоставляться музеям всей страны для демонстрации.
«Мы являемся открытой площадкой для прохождения практики студентов ремесленных училищ и вузов, – обратила внимание Наталья Левина, – мне хотелось бы расширить эту практику, может быть, разработать алгоритм взаимодействия с учебными заведениями России, Иркутской области. Ведь современная девочка не понимает, зачем ей профессионально учиться вышиванию, она не хочет идти в профильное учебное заведение. Это заведение, в свою очередь, теряет бюджетное место, а мы не приобретаем специалиста.
Эскиз для к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973.
Художник-постановщик Е. Куманьков, снимок с выставки «Гротеск в кино» Дома кино (Москва, май 2023)
Проблема кино сегодня - это отсутствие специалистов. У нас в хранилищах тысячи вещей, которые нуждаются в реставрации или создании аналога. Молодежь не понимает, что в сферу кино нужны такие профессии. Здесь нужно плести лапти (изнашиваются за одну съемочную смену), изготавливать глиняные горшки, которые постоянно бьются в кадре. Важно донести до системы образования - нельзя, чтобы такие профессии погибли. Важно донести это и для молодежи. Можно начать с элементарного: мы, со своей стороны, отправляем образец - оригинал изделия XIX века – в учебное заведение. Отправляем материалы для изготовления аналога. По готовности работы студентов могут стать выставкой в их городе, а затем могут быть приняты к использованию нашей киностудией лучшие из студенческих экземпляров. Важно, чтобы учащиеся могли видеть настоящие оригинальные вещи», – предложила Левина.
Когда я ехала на киностудию, то ожидала увидеть там спокойное ретро, а увидела, как в зданиях кипит ремонт. Энергия созидания и творчества, а не только сохранения богатого культурного наследия – так встречает киностудия имени М. Горького сегодня.
Татьяна Желтоногова, руководитель музейного направления киностудии, рассказала, что в третьем квартале 2023 года планируется открытие музея, который будет занимать два этажа. «Концепция музея – классика. На первом этаже мы готовимся представить историю киностудии, кинолент, историю кинематографа через призму киностудии имени М. Горького. Будут сувенирная лавка, библиотека, зона отдыха и многое другое.
Второй этаж музея расскажет о современном кино. Сюда мы будем приглашать людей, интересующихся кинопроизводством, студентов, учащихся киношкол. Посетитель сможет пройти весь путь, который проходят создатели фильмов, сможет ощутить себя сценаристом, режиссером, оператором. Сначала выбирается, какой фильм будет сниматься, жанр, пишется сценарий. Затем проходит кастинг актёров, подбор костюмов по принципу бумажной куколки.
Экспозиция на втором этаже будет максимально мультимедийной и интерактивной, в процессе осмотра каждый сможет снять свой собственный фильм. Потом самые увлеченные посетители, если захотят, смогут пойти дальше в изучении современного кинопроизводства как участники одной из программ нашего креативного образовательного пространства кинокампус Горького», – завершила нашу встречу Татьяна.
Афиша выставки «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» в Новосибирске
Отметим, что иркутская выставка «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» построена по такому же принципу. Она проводит зрителей по всем этапам создания киношедевров от сценария к раскадровке, от кастинга к подбору костюмов и реквизита, от съемок и монтажа к озвучанию, а затем, через худсовет и продвижение к её величеству премьере. Сейчас выставка открыла свои двери для посетителей в Новосибирске, а далее её ждут в других городах.
Анна Малинина-Вокина, союз журналистов Москвы
*Фотографии автора, «ГайдайЦентра» и из открытых источников
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!