Издательство «МИФ»

Мой Джеймс Бонд ездит в черной машине с голубым огоньком

6 ноября мы небольшой компанией отправились в кинотеатр «Баргузин» на премьеру свежего «Бонда» - фильма «Спектр». Отправились с моей юной старой подругой, прекрасной Альмой Малер, дальней родственницей знаменитого австрийского композитора Малера, и вдобавок троюродной племянницей немецкого контратенора Андреаса Шолля, под чье пение Бонд в фильме должен был соблазнять Монику Белуччи. Кроме того, Альма, жившая в детстве несколько лет в Танжере, шла взглянуть и на свой любимый город. «Баргузин» придумал вечеринку в стиле Бонда. Помимо коктейля «водка-мартини», «стиль Бонда» в Иркутске создавали радиомонстр Вильчинский, танцевальный квартет спортивного типа, певица Вита, точно, но робко спевшая за Адель знаменитый хит Skyfall, десяток высоких моделек в химических шубках от спонсора – и несколько могучих представителей иркутской культуры и богемы: кинорежиссер Мерзлякова, писатель Карпачев, поэт Богданов и другие. В дальнем углу обнимал свою девушку неизвестный мне элегантный участник всех демократических митингов в своей обычной униформе: берете из толстого английского сукна и высоких ботинках в стиле «рыдай, ОМОН», плавно переходящих в сапоги. В другом углу в компании пожилого дизайнера-любителя лопала горстями попкорн из картонного ведра фотоконцептолог Аня Никитина. 

«Спектр» - это самый дорогостоящий фильм франшизы (бюджет 300 млн. долларов), четвертый фильм с моим любимым Дэниэлом Крейгом и второй фильм подряд, снятый Сэмом Мендесом («Красота по-американски»). Предыдущий «Бонд» Мендеса – «Координаты: Скайфол» стал самым кассовым фильмом бондианы, поэтому решение продюсеров отдать еще один фильм Мендесу вполне понятно. 

Сэм Мендес еще в «Скайфоле» довольно сильно переформатировал главного героя и сместил его мотивацию в область личных отношений. Это шло сильно вразрез с тем, к чему все привыкли. Ведь Бонд – это как бы «ничего личного»: догнал очередного мерзавца, вырубил его, по дороге разрушил полгорода, затем убил кого надо, спас мир, трахнул очередную красавицу, выпил, вернулся на базу, отпустил двусмысленную шуточку Манипенни и получил очередное задание – какие тут могут быть личные отношения? Всё впритык!

Но в «Скайфоле» все было по-другому: кто-то преследует М, и под угрозой оказывается не только ее жизнь, но и вся работа MI-6. Отношения Бонда с М превращаются в фильме из отношений суперагента и начальницы почти в отношения сына с матерью – и вытесняют все остальное. Тут уже не до «девушек Бонда» и не до прочей гремучей лабуды. Мендес снял «Скайфол» про страдающего Бонда, которого в самом начале фильма «убивают», потом он пропадает три месяца где-то в тропической глуши, теряет форму, проваливает экзамен на возвращение к службе, и вообще ему все время плохо («ты посмотри на себя: еле-еле держишься на таблетках и алкоголе!» - говорит ему злодей-Бардем). Душераздирающая сцена падения Бонда в реку перед вступительными титрами «Скайфола» хоть и состоит п большей части из красивых планов и спецэффектов – врезается в память намертво. Мы смотрим и понимаем, что «Бонд умирает» - и он умирал у Мендеса весь фильм, а в конце у него на руках действительно умерла М. Самому же Бонду предстояло, как сейчас очевидно, «умереть» (в смысле почти переродиться) именно в «Спектре».

«Скайфол», поломавший канонический шаблон бондианы, был, повторяю, тем не менее суперуспешен: фильм собрал один миллиард сто миллионов долларов в прокате, став самым кассовым фильмом про Бонда в истории. Мендес выиграл – и получил возможность в «Спектре» продолжить и, видимо, завершить историю крейговского Бонда (Дениэл Крейг, судя по всему, покидает проект). В начале фильма Бонд в свободное от работы время (откуда у Бонда, кстати, «свободное от работы время», он же всегда на посту?) летит в Мехико, чтобы выполнить предсмертную просьбу М и укокошить ее главного врага. Начальная «предтитровая» сцена опять длится полфильма – и опять Бонд, традиционно у Мендеса, проигрывает первую битву – за то, что он разнес пол-Мехико, его отстраняют от работы. Более того, под угрозой находится уже само существование службы MI-6. Нового начальника Бонда теснят аппаратные конкуренты. Бонд оказывается на нелегальном положении, но должен довести до конца свое дело. Спецагент на нелегальном положении – тут, конечно, сразу вспоминаются и Деймон-Борн, и Круз с его «Миссией»: это теперь типа такой тренд, помучить спецагента еще и нелегальным положением, тяжело нынче спецагентам. Но, в отличие от целлулоидного Круза и накачанного Деймона Крейгу-Бонду, кажется, действительно бывает больно. Мендес вообще проделал с Бондом интересную операцию: снимая этот последний фильм с участием Крейга, он весь фильм (продолжая начатое в «Скайфоле») убивал в нем суперагента и лепил человека. Даже эротические сцены в «Спектре» пугающе человечны: вдову убитого им гангстера Бонд трахает в день похорон ее мужа («человеческое, слишком человеческое»), а свою подружку – сразу после того, как они вдвоем жестоко бьют и выбрасывают с поезда очередного мерзавца. И действительно, как после такого не испытать сильнейшее желание?

То есть уже более-менее понятно, что следующий Бонд должен будет вернуть себе некоторую безэмоциональность – для этого разворота Мендес сделал все, что мог, превратив своего Бонда в с трудом сдерживающего эмоции человека на финишной прямой. Мендес не просто снимал очередного «Бонда», не просто завершал бондовскую карьеру Крейга - он по сути снял эпилог с "Скайфолу", развернутый до полнго метра (получилось то-то вроде двухсерийного фильма). И эта излишняя привязанность к "Скайфолу", пожалуй, несколько мешает.

Но в целом фильм все же замечателен. Крейг-Бонд с признаками усталости на уже немолодом лице все еще хорош. Стареющая Моника Белуччи, поощренная постельной сценой с Бондом за вклад в кинематограф, даже в своем мрачном некроэпизоде обреченно хороша. Леа Сейду в роли «девушки Бонда» и его невольной соратницы – несмотря на очень жесткие рамки роли – виртуозно изображает живую, импульсивную, притягательную и слегка надломленную красотку. Вальц, играющий главного злодея Блофельда, порой кажется слишком мягким и нестрашным – и это, пожалуй, самое слабое звено в кастинге. 

Все города, в которых проходили съемки (Танжер, Мехико, Рим, Лондон и австрийские городки) сняты великолепно. В «Спектре», в отличие от «Скайфола», в котором Бонд разбирался с личными делами, опять появляется «угроза миру», но ее как-то не ощущаешь: все злодейства Блофельда были им уже совершены ранее, «в других фильмах» - а это, как ни крути, снижает уровень страха за судьбу человечества. Сама история – благодаря некоторой ее глуповатости – неожиданно возвращает в бондиану вкус пародии. В фильме много достаточно комических эпизодов: от падения Бонда из разрушающегося дома прямиком на диванчик до погони на самолете за джипами по лесу с последовательным отпадением от корпуса всех выступающих частей типа крыльев и шасси – и сохранением при этом полной управляемости конструкции. Наконец, трясущиеся кресла кинотеатра «Баргузин», через которые низкие частоты лупасят вам по седалищу и пояснице – отличный вибромассаж, а низких частот в фильме полно. Так что к просмотру фильм решительно рекомендуется.

Мы вышли из кинотеатра и решили вызвать такси.

Подъехал черный «Астон…» то есть «Опель Астра» - с подозрительно знакомым номером 007. Мы переглянулись и с опаской загрузились в темную машину. Водитель – в костюме и в галстуке! – слушал безопасное «Радио Дача», и синий огонек радиолы был единственным освещением салона. Все равно было как-то не по себе, и от этого номера, и от костюма с галстуком. Мы ехали молча – и я думал, что все-таки только те города, где живет настоящее «большое зло» - красивы и киногеничны. В Иркутске, где самое большое зло – это всего лишь безжалостно устроенные злодейской мэрией ледяные катки на всех дорогах и тротуарах, нет поэтому и никакой киногеничности. Если бы Бонда занесло в Иркутск – он бы просто забухал с тоски, а через месяц работал бы охранником в супермаркете. Или в лучшем случае таксистом… И тут я вдруг обратил внимание, что наш водитель все время едет строго по левой полосе, жмется влево. Привычка к левосторонней езде? И, кстати, куда мы едем? На всякий случай я протянул руку, чтобы нащупать «вальтер» на боку. 

Но «вальтера»-то и не было.

Автор: Владимир Демчиков


Aliexpress WW

11.11.2015

Киноразговоры