Владимир Демчиков: «Мир юрского периода» как антиутопия о кинематографе

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
12 июня 2015

Фильм «Мир юрского периода», вышедший на экраны 11 июня, является четвертым фильмом серии про «парк юрского периода». Первый фильм серии снял в 1993 году Стивен Спилберг, он же выступил продюсером четвертого фильма, работа над которым затянулась более чем на десять лет. В четвертом фильме не упоминаются события второго и третьего фильмов, зато герои, блуждая по парку, находят заброшенные строения (чуть не написал: декорации) из первого фильма, и таким образом, являясь фактически четвертым, «Мир юрского периода» развивается как «второй» фильм серии.

Двое мальчишек отправляются (самолетом и затем пароходом) в расположенный на острове парк «Мир юрского периода» к своей тетушке Клэр, которая занимает в парке важный административный пост. Родители мальчишек, похоже, находятся в стадии предразвода. Старший из братьев – взрослеющий подросток, которого не интересует ничего, кроме девочек, младший – еще ребенок, невероятно увлеченный динозаврами и остро переживающий грядущий распад семьи. Клэр, видевшая племянников последний раз семь лет назад, дает им вип-пропуск и просит занятся ими свою помощницу, - у нее много работы, посещаемость парка снижается, она ведет переговоры с инвесторами и следит за ходом работ по укреплению стены вольера, в котором содержится новый, невиданный динозавр, выведенный генетиками парка: Индоминус Рекс. С этим динозавром связаны надежды парка на всплеск интереса зрителей – ничего более ужасного никогда на земле не существовало. Новому динозавру добавили гены самых отвратительных, хищных и злобных существ, чтобы добиться нужного результата. В результате получившаяся семнадцатиметровая самка Индоминус Рекс оказывается не просто более сильной, чем предполагали ученые, но и обладающей интеллектом.

Фильм состоит из двух половин: в первой нам, естественно демонстрируют фантастический парк, в котором трибуны со зрителями то возвышаются над землей, то погружаются под воду, в котором можно путешествовать по территории парка в прозрачной гиросфере (это шар с двумя сиденьями внутри), наблюдая травоядных динозавров в естественной среде обитания, и так далее. Работа художников и технической команды в фильме вообще заслуживает всяческих похвал, парк производит не просто великолепное впечатление, но впечатление абсолютно реальное. Ей богу, хочется там побывать, настолько это здорово сделано. Во второй части фильма, естественно, весь этот рай превращается в ад, все 20 000 человек, находящиеся на территории парка, оказываются в смертельной опасности, а главные герои решают, как и положено, две задачи: 1) выжить, 2) победить врага. Мальчики предсказуемо отбиваются от рук взрослых, а к Клэр (ее играет Брайс Даллас Хоуард), которая пытается одновременно спасать племянников и спасать парк, присоединяется Оуэн Грейди (Крис Пратт), мужественный красавец и отставной морпех, дрессирующий в парке велоцерапторов, с которым у Клэр однажды было неудачное свидание. Оуэн оказывается единственным человеком, который понимает, какая опасность грозит посетителям парка, - всем остальным начальникам мешает оценить ситуацию необходимость думать о прибылях, перспективах и прочих элементах стратегического планирования. Клэр и Оуэн в процессе спасения людей (и друг друга) наконец-то целуются и вроде бы образуют классическую пару, которая должна в конце сказки «жить-поживать и добра наживать». Единственное, что несколько мешает разделить идиллическое настроение, которое режиссер под руководством Спилберга накладывает лопатой нам в глаза и уши в конце фильма – недоумение по поводу того, что, вообще говоря, Клэр важная начальница, в зоне ответственности которой находились погибшие люди. Но тем не менее никакой полиции в кадре так и не появляется, побитых и перебинтованных людей просто вывозят с острова, и все. Просто неудачно сходили на пикник, бывает.

Фильм напоминает «сон кинематографа о самом себе»: в старании поддерживать прибыль и посещаемость на высоком уровне кинематограф тоже уже давно, можно сказать, идет по пути «генной инженерии», по которой в фильме идут создатели парка динозавров. Скрещивая все со всем: комиксы с детективами, мелодрамы с боевиками, пакуя кинозвезд в один фильм пачками, увеличивая техническую сложность производства – лишь бы поддержать тут самую посещаемость – киностудии уверенно идут к тому, что рано или поздно посещаемость кинотеатров упадет обвально. Уже сегодня в нашем родном городе построены, но так и не работают несколько кинотеатров-мультиплексов (в ТРЦ «Юбилейный», в «Комсомолле») – и неизвестно, заработают ли они вообще. К общемировой ситуации утомительного стремления кинопроизводства к финансовым вершинам, ведущего к превращению фильмов в аттракционы, добавляется и текущая ситуация в нашей стране, переживающей период снижения потребления. В общем, можно, конечно, слепить из кучи беспроигрышных элементов еще не один грандиозный кинопродукт, но в этой борьбе за внимание потенциального зрителя дорогостоящие кинозалы с суперзвуком, суперизображением и подпрыгивающими сиденьями все равно неизбежно проиграют мобильным устройствам – а там совсем другие принципы дистрибуции и требования к продукту. Так что на наших глазах гигантский кровожадный гомункул мирового кинематографа еще какое-то время, конечно, побуйствует на просторах земли, убивая все живое, но ему суждено погибнуть не от такого же монстра (как в фильме), а от множества крошечных экранчиков в руках у потребителей.

Фильм стоит посмотреть, особенно тем, кого интересует технический аспект кинопроизводства и кинотворочества. С этой точки зрения перед нами настоящий фильм-монстр. С точки зрения же самой истории – это очень средняя история. Не очень страшно, не очень жалко и не очень эмоционально. Обычный «дедушка Спилберг» с ударением на слово «дедушка».

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также