Владимир Демчиков: 200 раз рабочий класс (группа ТРИВА в галерее DIAS)

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
12 июля 2016

На прошлой неделе в галерее DIAS открылась выставка группы ТРИВА. ТРИВА – это три фотографа, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие при Кузнецком металлургическом комбинате в 70-80 гг. и уволенные с работы за «очернение социалистической действительности». Очернение состояло в том, что они в своих фотоработах следовали принципу строгой, даже гипертрофированной документальности: выбирали выразительные объекты для съемок (благо, неказистая советская жизнь давала богатый материал), не кадрировали изображение при печати (считали, что все, что попало в кадр – это важно) и не занимались глубокой обработкой изображений.

В галерее DIAS выставлено сразу 200 работ фотографов группы ТРИВА. Это очень много для небольшого двухуровневого пространства галереи. Однако устроители (галерея и томский Сибирский филиал государственного центра современного искусства) решили представить в Иркутске максимальное количество работ. Фотографии висят очень плотно, блоками по восемь картинок, в два горизонтальных ряда. И у этого решения – представить такое количество работ и разместить их с такой плотностью – есть как очевидные плюсы, так и очевидные минусы. Хорошо, что фотографий много, создается временами даже такое ощущение, что ты находишься в мастерской фотографов. Но поскольку участники группы снимали, так сказать, советскую жизнь без прикрас, и все фотографии требуют активного внимания – такая плотность расположения мешает. Если профессионалу все равно, как висят фотографии, и сколько их (нужное он всегда разглядит), то для обычного зрителя такое обилие тесно висящих работ все-таки затруднительно для внимательного разглядывания. Возникает ощущение тесноты и перегрузки.

Что касается самих фотографий – это прежде всего отличные документы, практически гимн уходящей и во многом уже ушедшей советской натуре, с ее нелепостью, бессмысленным пафосом бессмысленного труда – и с упорной попыткой людей наполнить теплом все эти жутковатые и корявые декорации нашей социалистической действительности. Дураки, конечно, еще в советское время вдоволь оттоптались на этих фотографиях, которые якобы очерняли, искажали, избирательно показывали самое уродливое и самое плохое. На самом деле ценность этих фоторабот не во внимании авторов ко всякой, как сейчас выражаются, «чернухе», а во внимании и любви к населяющим этот уродливый социалистический рай людям, работавшим на том металлургическом комбинате. Люди на фотографиях, сделанных в большинстве своем совершенно спонтанно, «навскидку», совершенно живые, прекрасные в своей неприбранности и застигнутости врасплох.

Однако есть и еще одна проблема, кроме слишком плотного размещения работ. Серьезным недостатком этой выставки является то, что она носит преимущественно ознакомительный, а не собственно музейный характер. Судя по размеру работ и по качеству отпечатков, фотографии, представленные на выставке (и это нам подтвердил один из ее организаторов) не являются в строгом смысле авторскими отпечатками. То есть их печать не контролировалась самими фотографами, которые в данном случае лишь удаленно дали согласие на представление своих работ. В Иркутске, кстати, уже не впервые выставляются не в точном смысле слова «оригиналы», а репродукции.

Но тем не менее, несмотря на сказанное, в галерее DIAS сейчас можно увидеть одну из самых представительных фотоколлекций, выставлявшихся в последнее время в Иркутске (пусть даже не в виде авторских фотоотпечатков). Работы Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова – это важная часть истории российской фотографии, и знать их необходимо.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также