Мартин Казарян: звук дудука меня привлекал с детства
12 декабря 2021
Глубокая волнующая мелодия привлекает своим звучанием каждого, кто приходит в Армянский культурный центр. Здесь каждое воскресенье звучит душа армянского народа – дудук и проходят занятия в армянской школе.
Мартин Рубенович Казарян заканчивает один урок, и уже через несколько минут начнет следующий. Маэстро занимается с каждым учеником индивидуально. Обучение игре на дудуке не из легких, требует особого настроя, внимания и терпения. Первые занятия посвящены отношениям между учеником и дудуком. Дудук проверяет их, учеников, на приверженность к себе и любовь к музыке. Если все складывается, то впереди каждого ученика ожидает много открытий, выступлений на концертах, а кого – возможно, и выбор профессии и дела на всю жизнь. Так произошло в жизни и самого маэстро.
Журналист "Этнополиса" Иван Клепиков встретился с маэстро.
- Расскажите, как началась ваша личная история в музыке? Когда и почему вы решили стать музыкантом?
- Я с детства любил музыку, с малых лет играл на барабане, потом в школе начал играть на трубе. Но меня всегда манил звук дудука. Родители купили инструмент, и я стал заниматься самостоятельно. Правда, поначалу несколько дудуков я сломал. Но с 13 лет я уже играл на кларнете и на дудуке. Я не заканчивал никакое музыкальное училище, все изучал сам, а впоследствии стал участвовать в разных ансамблях. Позже понял, что дудук требует серьезного отношения и мне нужны специальные знания, чтобы стать профессиональным музыкантом. Поэтому в 25 лет я поступил на факультет дудука в Ереванскую консерваторию имени Комитаса, а после ее окончания работал в Армянском государственном оркестре песни и пляски.
- Почему вы выбрали именно дудук?
- Мне с детства нравился звук и тембр инструмента, слышал его по радио и телевизору. Меня удивляло, как можно на столь маленьком инструменте играть такое множество произведений.
- А в вашей семье кто-то играл на дудуке, отец или дед?
- У меня дядя был музыкантом, но играл он в основном для себя и для своих друзей, родственников. Я думаю, что именно его игра на дудуке оказала на меня большое влияние при выборе будущей профессии.
- Игра на дудке считается не женским делом. Говорят, что дудук – это мужской инструмент? Расскажите, это действительно так, или сейчас все изменилось?
- Изначально на дудуке играли мужчины. На нем непросто играть – дуть нелегко, а также непросто справляться с аппликатурой, требуется широкая рука и определенная сноровка. Вообще, инструменты делятся на две категории – темперированные и не темперированные. Например, рояль – темперированный инструмент. Что это значит? На пианино ты знаешь клавишу, которая играет ноту "до", и это означает, что никакого другого звука, кроме этой ноты, не будет.
Скрипка, дудук, виолончель – не темперированные. На скрипке, например, если палец не туда и не так поставить, то нота будет уже фальшивить. С дудуком та же ситуация: тут важны несколько факторов – слаженная игра подушечками пальцев, а также работа слухового и ротового аппарата. Для девушки особой сложности нет, главное - желание. Сейчас у нас в центре несколько девушек играют на дудуке.
- Сегодня вы обучаете игре на дудуке иркутян, у вас своя школа. Как все началось?
- Три года назад открыл "Школу Дудука Мартина Казаряна" при Армянском обществе и начал преподавать. Прежде всего, у меня была цель – передать свои знания молодому поколению, хотя у меня есть и довольно взрослые ученики. Мой друг, например, тоже захотел играть на дудуке. Есть ученики в Питере и Самаре, наши занятия проходят в онлайне.
Ранее я работал в армянской школе, но тогда был молодым, и все мое время уходило на концерты, гастроли, рестораны, а не на обучение молодых музыкантов. Я гастролировал по многим странам мира – был в Иране, Ираке, Турции, Франции, Германии. В Китае в прошлом году был приглашен на открытие армянского музея. Здесь, в Иркутске, несколько лет работал в ресторане. Сейчас реализую два проекта в органном зале с иркутским органистом Дечебалом Григоруцэ. Мы два раза в месяц даем очень успешные концерты.
- Кто ваши ученики?
- В школе нет таких понятий, как первый, второй и другие классы. Ведь у нас не совсем обычная школа. Можно сказать, что обучение игре на музыкальных инструментах - это одно из направлений воскресной школы Иркутского Армянского культурного общества. Поэтому говорить об уровнях и классах подготовки не стоит. Но у меня есть очень способный ученик – Сержик Овсепян, который в мае этого года участвовал в международном фестивале "Дудукмен". Фестиваль проводился в Ереване впервые в этом году. Правда, те музыканты, которые не живут в Армении, прошли этот конкурс онлайн. Сержик получил сертификат участника фестиваля. У меня был хороший ученик Игорь Смирнов, но он переехал и в настоящее время живет в Москве. Иногда просматриваю его видео – играет хорошо.
- Как давно вы живете в Иркутске? Чем вам нравится Сибирь?
- В Иркутске я более двадцати лет, с 1998 года. В свое время я получил приглашение от группы "Великолепная семерка" поработать в ресторане "Кристина" недалеко от аэропорта. Ранее это было очень известное в Иркутске место. После гастролей я остался в городе и понял, чтобы заниматься своим любимым делом – игрой на дудуке - можно не только в Армении. В Иркутске меня стали приглашать на выступления в другие рестораны, различные мероприятия. Я играл на дудуке, иркутянам понравилась моя игра, понравился дудук. Так я стал иркутянином.
В Иркутске я выпустил три альбома: "Поет дудук" (2003), "Мама" (2006) и "Цирани Цар" (2011), а также четыре музыкальных клипа "Песня солдата", "Амен аравот" и другие. Чарующий звук дудука сопровождает видео с красотами Армении, ведь дудук считается истинно армянским традиционным музыкальным инструментом.
- Сегодня на занятия к вам приходят не только армяне, есть ли русские ученики?
- У меня было много русских учеников. Я всегда готов делиться своими знаниями. Но чтобы понимать дудук, стоит пожить в Армении и почувствовать страну.
- На каких сценах вы выступаете, куда можно прийти на концерты?
- В Москве есть организация "Проект Dudukist", с 2014 года она проводит фестивали. Я один из основателей этого проекта, а также один из его первых участников. В Иркутске я сотрудничаю с нашим симфоническим оркестром, дружу с ансамблем русских народных инструментов "Байкал-Квартет". Они тоже принимают участие на всех моих сольных выступлениях.
И конечно, еще наш проект с Дечебалом Григоруцэ. Кроме того, гастролирую по России – Чита, Улан-Удэ, Самара, Ульяновск, Москва. В основном, это поездки по приглашению - частные визиты и корпоративы.
- Как пандемия отразилась на творчестве и графике гастролей?
- Конечно, сейчас уже перестали проводить ежегодные фестивали. Год мы не давали концерты в органном зале, недавно (с мая 2021 года) восстановили график выступлений. Пандемия задела все сферы жизни общества, но нашу сферу, творческую, на мой взгляд, она задела сильнее всего. Пройдет пандемия, и я надеюсь, что все восстановится.
Наш разговор с Мартином Рубеновичем проходил в перерыве между его уроками. У двери класса уже ожидали ученики. Подходило время начала занятий. Сегодня благодаря усилиям Мартина Казаряна в далеком сибирском городе можно услышать чарующий звук дудука и не только. Любой, кто пожелает научиться игре на этом музыкальном инструменте, может прийти в Армянский культурный центр и записаться на курс Казаряна.
Прощаясь с маэстро, мы пожелали ему здоровья и творческих успехов.
Иван Клепиков, Этнополис
Фото Евгении Самусевой
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!