Аида Ведищева: песня "Лесной олень" про меня

На этой неделе известная певица Аида Ведищева отметила свое 80-летие. Вокруг нее ходит много слухов, причем не только в федеральных медиа, но и в иркутских кругах тех, кто ее знает. Так, в нашем городе прошло специальное мероприятие в рамках проекта "Прогулки по старому Иркутску", посвященное певице, с участием Арнольда Берковича, который был директором студенческого театра миниатюр, в котором выступала молодая Ида Вайс.

"Глагол" предлагает отрывки интервью певицы с журналистами "Известий" Андреем Тумановым и Артемом Рогоняном, в котором она рассказывает о своем детстве и юности.

О войне:

- Я родилась 10 июня 1941-го, за 12 дней до начала войны. Мы жили прямо при этом госпитале, поэтому я, как говорится, с молоком мамочки моей родной впитала эти ужасы, видела страдания, мучения. Чудесные молодые ребята с порванными носами, губами, без ушей. Было страшно смотреть. Мама брала кусочек кожи с руки и пришивала им к носу или губам, буквально лепила им новые лица. Это было чудо из чудес. Мама по 24 часа практически стояла у операционного стола, она меня почти не видела. Меня поднимала няня, а мама прибегала на минутку. Она в обморок падала, голодная была. Одним словом, время было страшно тяжелое.

О том, как начиналась карьера:

- После войны тоже было очень тяжело. Закрыли стоматологический институт, где папа работал, и министерство здравоохранения отправило его сначала в Пермь, а потом в Иркутск, где открывали стоматологический институт. В Сибири холодно, но чудесный добрый народ. Холод людей объединяет. 

В школе у всех моих подруг родители были связаны со сценой, будто сговорились. У одной папа был директором драматического театра, у другой - главным режиссером филармонии. Мама моей любимой подружки Валечки Шарыкиной была звездой оперетты. А сама Валечка хотела стать драматической артисткой. Кстати, вы знаете ее по роли Зосеньки в "Кабачке "Тринадцать стульев". И вот мы мечтали с ней. Холод, 50 градусов мороза, мы сидим в подъезде на окне, ножки греем на батарее и воображаем свое творческое будущее.

В результате я стала работать в театре, и даже в трудовой книжке у меня первая запись - от ТЮЗа. Ирина Анатольевна, мама Валечки, мне помогала, ставила мне какие-то номера. Я играла в оперетте "Две тещи". Помню, моя героиня там стоит на кухне в коммунальной квартире и варит свой пустой супчик, а соседка - курицу. И вот я беру эту курицу себе в супчик и напеваю: "Покупать и потрошить / для чего наседку, / если можно одолжить / куру у соседки?".

О фильмах Гайдая:

- В других фильмах мое имя есть. Например, в "Белом рояле" и в "Ох уж эта Настя". А что касается картин Гайдая, думаю, это зависело от него самого, хотя не могу утверждать. Приглашая меня в "Кавказскую пленницу", Александр Зацепин сказал: "Имя твое будет". Не получилось. Через год, когда я была на гастролях на Дальнем Востоке, разыскивает меня и говорит, что новый фильм ("Бриллиантовая рука") уже почти готов, надо записать танго...Но в итоге опять моего имени там не было.

А ведь это танго стало так популярно, звучало изо всех приемников! Молодежь ходила с маленькими транзисторами, которые тогда только появились, и оттуда раздавалось: "Помоги мне!" И из окон тоже, когда люди праздновали. Все кричали: "Помоги мне!" В ресторанах - тем более. Я пела это танго в концертах, проходило всегда на ура. Правда, потом мне писали из министерства культуры письма, мол, прекратите это безобразие...Светличная мне потом сказала: "Ваше исполнение мне очень помогло. Впервые такое должно было появиться на экране в Советском Союзе. И было очень страшно. Но под эту музыку, под ваш голос было легче всё это сделать".

О Лундстреме и Утесове:

- У Олега Леонидовича был чудесный оркестр. И это была большая честь, что он взял меня к себе, но буквально из-за кулис меня забрал директор оркестра Утесова. Послушал, просто подошел и сказал: "А где ваш муж?" (Вячеслав Ведищев, артист цирка). Отвечаю: "Работает, на гастролях". - "Почему вы не вместе?" - "Это оркестр, только певцы здесь". - "А если я вас приглашу туда, где вы с мужем будете работать?" Так я перешла к Утесову, но у него тоже недолго была, и когда уходила, Леонид Осипович очень обиделся. Я ему объясняла: "Дорогой Леонид Осипович, вы нашли свою главную песню, вы знаете, за что вас народ полюбил, но я хочу тоже найти".

О самой любимой песня из русскоязычного репертуара:

— "Лесной олень". Она, наверное, про меня: "Умчи меня, олень, в свою страну оленью".

Напомним, что ютуб-канал Petrov.Media подготовил также небольшой фильм "Дочь доктора Вайса", посвященный иркутскому периоду жизни Аиды Ведищевой. 

Юбилей Аиды Ведищевой отмечали также в Казани, где она родилась. 10 июня в музее социалистического быта открылась выставка, посвященная ей. В экспозиции представлены фотографии и пластинки певицы, которые на сегодняшний день имеют особое значение из-за их редкости.

Фото Михаила Строкова, ТАСС

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

13.06.2021


Новости партнеров