Издательство «МИФ»

Как Вампилов объединил Азербайджан и Эстонию

Спектакль Русского театра Эстонии «Утиная охота», поставленный известным азербайджанским режиссёром Кямраном Шахмарданом по пьесе Александра Вампилова, стал главным событием на Втором международном фестивале М.А.Р. в Баку. Сама постановка и международная команда, которая над ней работала, как нельзя лучше отвечают девизу фестиваля - «Театр без границ». В афишу фестиваля вошли шестнадцать спектаклей театров из России, Германии, Дании, Италии, Ирана, Японии и других стран. 
Приезд эстонского театра в Баку называют историческим. В последний раз гастроли театра в Азербайджане прошли тридцать лет назад. Премьера спектакля «Утиная охота» прошла в Эстонии весной этого года и имела большой успех. Постановка и сейчас собирает в своей стране полные залы. 

"Глагол" пролистал эстонские газеты и подтверждает, что так оно и есть. 

Режиссер спектакля Кямран Шахмардан говорит, что «Утиная охота» – одна из самых сложных пьес русской драматургии XX века: "В ней слышны и отголоски чеховского театра, и пронзительные звуки современности. Время в пьесе неоднородно. По сути, это перекличка между прошлым и настоящим: герой восстанавливает в памяти утраченные фрагменты того, что было когда-то. Зилов словно выпал из бытового времени окружающих. Можно, конечно, объяснить это тяжким похмельем, но Зилов и раньше не совпадал с ритмом своего времени. Он живет в постоянном ожидании сам не зная чего… Произведение Александра Вампилова продолжает традицию русской литературы и в то же время заглядывает в ее будущее, в котором действие и бездействие в равной степени губительны, в котором исчезла прямая угроза для жизни, но осталась угроза для души. Персонаж, помещенный в советский контекст, все больше теряет человеческие черты. По сравнению с Ивановым Чехова Зилов – явный вырожденец, даже трагедию превращающий в фарс. В нашем случае историю Зилова можно назвать бегом на месте или замкнутым кругом. Всё действие перенесено в ресторан, где и разыгрывается в вечном застолье трагедия Зилова. В ресторане, естественно, звучит музыка, песни советских времен, помогающие почувствовать атмосферу 70-х годов минувшего века.

Если бы я был героем - любовником, как красавец Ивашкевич, я бы сам с удовольствием сыграл Зилова. Увы, мне не хватает харизмы, роста и чисто физической красоты. Только сейчас мы начинаем понимать, насколько «Утиная охота» актуальна и не имеет временных рамок. Я уверен, что Вампилов описывает здесь себя и пророчески говорит о своем надвигающемся конце. В спектакль мы ввели песни Геннадия Шпаликова. Он тоже трагическая фигура того времени; погиб всего через два года после гибели Вампилова".

Россию на фестивале представляют Мариинский театр, который привёз в Баку современную оперу Йозефа Гайдна «Необитаемый остров», и «Гоголь-центр», поставивший некрасовскую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Также в рамках фестиваля известная российская сценаристка и драматург проведёт мастер-класс об основах сочинения современной пьесы. 

Отметим, что в декабре 2018 года Русский театр Эстонии отметит свое 70-летие. 


Aliexpress WW

13.11.2018

Театральная жизнь