Как в Иркутске появилась первая школа
13 декабря 2024
Первая школа в Восточной Сибири возникла в 1725 году и была учреждена при Иркутском Вознесенском монастыре в шести километрах от города.
Указ Митрополита Тобольского Антония говорил «учредить в том монастыре школу мунгальского, а потом и китайского языков. Для учения в оную собирать детей причетнических и сирот, к учению потребных…». Архимандрит Вознесенского монастыря, выпускник Киевско-Могилевской академии настоятельно доказывал Синоду, что Иркутску необходима своя местная школа для подготовки переводчиков восточных языков, помогавших развивать торговлю с Китаем и Монголией, и дальнейшего распространения христианства.
В школу набирали для обучения детей духовенства. В школе обучали монгольскому языку, русскому и цер
ковнославянскому письму и чтению. Сначала она называлась мунгальской (монгольской), а затем монголо-русской, потому, что в 1728 г. стараниями святителя Иннокентия в здании «мунгало-русской» школы было организовано второе отделение – славяно-русское, куда принимали детей духовенства для подготовки их к священнослужительской деятельности.
Теперь в школе существовали два отделения – русское и монгольское, и учебное заведение стало называться русско-монгольской школой.
Поскольку печатных книг в обращении не было, а имевшиеся в школе их рукописные экземпляры истрепались, необходимы были новые книги. Иннокентий просил их для переписки у забайкальских лам.
В 1729 году при посредничестве директора русского каравана, шедшего из Китая в Сибирь, Лоренца Ланга несколько книг удалось получить, а благодаря усилиям Иннокентия Кульчицкого в школу доставили также для переписки семь книг монгольского письма от монгольских лам: Сунду, Найма-Мингату и другие. Эти огромные фолианты были переписаны в иркутском монастыре в течение года и возвращены владельцам. Первая в России школа монгольского языка приобретала монгольские рукописи, в том числе народный эпос «Гэсэр».
Возросло количество учеников. Если к 1730 году «собрано было в училище 35 человек» (на монгольском отделении обучались 25 человек, на русском – 10), то к 1731 году число учащихся достигло 70 человек. В школу стали принимать детей всех сословий.
Главная задача школы заключалась в подготовке переводчиков с монгольского языка, а также миссионеров для проповеди христианства среди бурят и монголов. Учителями были Лапсан (в крещении
Лаврентий Нерунов) и Николай Щелкунов, переводчиком - Иван Пустынников. Ученики получали в месяц десять алтын денег, три пуда ржаной муки, пять круп и два фунта соли.
Преподавание монгольского языка продолжалось до 1737 года. В сороковые годы школу преобразовали в латино-русскую, и она стала узкоцерковной, а почти все ее воспитанники становились служителями
церкви.
При кончине святителя Иннокентия в 1731 году школа распалась. Преемник Иннокентий II Нерунович «восстановил ее и набрал около 60 учеников». Епископ Иннокентий Нерунович построил за Вознесенским монастырем, в Жилкинской роще, загородный дом, устроил в нем церковь во имя святого мученика Иустина Фолософа и туда же перевел школу. При этом он стремился улучшить работу учебного заведения, перейти к семинарскому обучению.
В 1737 году монгольское отделение было закрыто «за удалением из школы учителя монгольского языка Лапсана», которого епископ Иннокентий Нерунович обвинил в возмущении балаганских бурят против насилий иркутской гражданской администрации и уволил из школы.
Синод требовал, чтобы провинциальная канцелярия изыскала учителя для монгольской школы, однако сделать этого не удалось. При Вознесенском монастыре продолжало функционировать только русское отделение, получившее название славяно-русской школы.
Наиболее способных учеников старались отправить учиться дальше. Некоторые из выпускников стали учителями школы (Иван Пустынников, Яков Образцов). Школу окончили иркутские священники Иоанн и Гавриил Громовы, секретарь консистории при епископе Вениамине Иван Гаврилович Ленский, сын
учителя латыни. Здесь обучался известный ученый, востоковед Илларион Россохин, автор многих учебников, словарей, монографий по истории, этнографии, философии и литературе Китая, Маньчжурии и Японии.
Выпускники школы также нашли применение на гражданской службе, прежде всего, в качестве переводчиков.
В 1746 году, в связи с отъездом Иннокентия II Неруновича в Петербург, мунгало-русская школа была снова
закрыта и «навсегда прекратила свое существование».
По материалам Государственного архива Иркутской области
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!