Издательство «МИФ»

Как усольские сироты становятся успешными

В Москве состоялась мастерская «Интерн» по разработке IT-проектов, направленных на решение проблем выпускников детских домов, центров помощи детям и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это мероприятие проводилось по инициативе команды проекта «Теплица социальных технологий» в федеральном государственном учреждении «Центр социальной постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».  Для участия были приглашены представители некоммерческих организаций, волонтеры и все те, кто хочет помочь выпускникам  успешно социализироваться.

Мероприятие проходило в необычном формате «хакатон». Слово образовано от основ «хакер» и «марафон» и дословно переводится, как марафон программистов. Задача автора проекта – разработать идею, а программисты и дизайнеры  должны воплотить идею в виде сайта, программы или мобильного приложения.

В хакатоне участвовало 10 проектов, которые представляли благотворительные фонды и волонтерские организации. В качестве участников были и представители государственных организаций, и бывшие выпускники детских домов.

Проект «Перезагрузка», который разработан и внедрен в Центре помощи детям г. Усолье-Сибирское, направлен на подготовку ребят к самостоятельной жизни. Эта форма работы появилась не случайно. Ежегодно из Центра помощи детям выпускаются дети, для которых госучреждение стало вторым домом.  Не все ребята могут  самостоятельно проживать в общежитии, ведь они привыкли находиться под пристальным контролем взрослых.

Когда воспитанники поступают в техникум, они предоставлены сами себе. Им приходится самостоятельно следить  за порядком в общежитии,  за своим внешним видом,  контролировать свои действия и поступки, заботиться об одежде и питании, расходовать скудные денежные средства в виде стипендии, которая составляет всего 700 рублей и делать все то, что никогда воспитанники не делали в Центре. Их сопровождают педагоги Центра, которые оформляют опеку с раздельным проживанием, но  не всегда у них получается полностью контролировать ребенка. Взрослые лишь наставляют, помогают, советуют.  Не всем ребятам удается окончить обучение. Многие бросают техникум: мальчики уходят в армию, а девочки выходят замуж.

Участвуя в проекте, ребята повышают уровень самостоятельности и ответственности, учатся готовить, проявлять заботу об окружающих, управлять собой без помощи взрослых.

В период проведения хакатона планировалось разработать электронный ежедневник выпускника, который бы помогал  ребенку контролировать себя.

В течение трех дней специалисты "Теплицы социальных технологий"  обучали участников технологиям социального проектирования.  Все авторы проектов в течение двух минут представляли свои идеи, а потом в течение часа обсуждали их с менторами (наставниками), с каждым поочередно в течение шести минут.  Ментор еще раз выслушивал идею, а потом конструктивно критиковал и предлагал свое решение, которое на его взгляд будет более эффективным и правильным. Затем к автору прикреплялся IT-специалист-ментор и начинался процесс совершенствования  проекта.

К работе над ежедневником приступила команда в составе заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе Центра помощи детям г. Усолье-Сибирское Надежды Олуховой, выпускника МГТУ им.Баумана Алексея Ница, который является менеджером Теплицы, автором вебинаров по социальному проектированию, по применению информационных технологий для развития некоммерческих организаций. Пожелала участвовать в разработке проекта Ася Круглова, PR-директор общественной организации «Волшебный дирижабль» из Санкт-Петербурга.

За два дня от первоначальной идеи отказались на 50%. Так на свет появилась игра – квест-маркет полезных навыков «Себе на уме», который можно будет использовать во всех детских домах, центрах и школ-интернатов. По-простому, приключение-охота с вознаграждением за навыками, которые пригодятся им в самостоятельной жизни. Был создан прототип проекта в социальной сети «ВКонтакте». Механизм действия  очень простой: дети получают задание и должны выполнить его в определенные сроки. За выполненное задание и фотоотчет  можно заработать опыт, который можно обменять в интернет-маркете на предметы первой необходимости (посуда, постельное белье, мелкая бытовая техника), образовательные программы (обучение в автошколе) или развлечения (билеты в кино или сертификат на посещение  кафе). 

Например, публикуется запись в группе:

Задача: Сварить борщ по рецепту (дается ссылка на рецепт).

Срок выполнения задания – 1 неделя.

Опыт – 10 баллов.

Подтверждение: выложить в комментариях фото «Я и борщ».

Или:

Задача: Повысить средний балл аттестата.

Срок выполнения задания – до 1 июля 2017 года.

Опыт – 200 баллов.

Подтверждение: табель успеваемости.

Идея создания квест-маркета получила положительную оценку компетентного жюри на защите, подтверждена актуальность и жизнеспособность проекта.

 В жюри входили известные люди: предприниматель и бизнес-тренер, директор по маркетингу и развитию маркетингового агентства ОКС.Media Александр Алешин, ведущий дизайнер Greenpeace Russia Елена Макурина,  бывший выпускник детского дома, член общественной палаты РФ Александр Гезалов, руководитель и соучредитель Центра равных возможностей для сирот «Вверх» Ольга Тихомирова.

А победителем хакатона стал проект «Успешные сироты». Сайт проекта является неоднократным победителем интернет-рейтингов. Этот ресурс создан для выпускников детских домов 6 лет назад. Теперь Теплица социальных технологий выделяет 70 тысяч рублей для его обновления.

Теперь необходимо время на  детальную проработку проекта реального квеста, заключение договоров с организациями, поиск средств для наполнения интернет-маркета и внедрение проекта в практику. Благотворительный московский фонд «Открывая горизонты» уже заинтересовался проектом и после доработки готов обсудить вопросы сотрудничества.

Надежда Олухова, городской портал новостей Usolie-city.ru

 


Aliexpress WW

Права человека

14.02.2017

Сибирская солонка