Владимир Демчиков: Как я в краеведческом музее турецкую керамику крушил
14 июля 2016
На прошлой неделе в Иркутском краеведческом музее (вернее, в музейной студии рядом с бывшим «Гигантом») открылась пятая по счету выставка «Байкал-КераМистика». Выставка является итогом работы творческого лагеря керамистов со всего света на Ольхоне. Организаторы называют свое детище звонким словом «симпозиум», но поскольку от слова «симпозиум» тянет в сон, пусть будет просто летний лагерь.
Итак, тридцать человек из разных городов России и из зарубежных стран (Индия, Канада, Турция и т.д.) почти две недели жили на Ольхоне, проводили мастер-классы (как, например, сделать поверхность керамической вазы «потрескавшейся»), устраивали видео- и фотопрезентации, общались, обжигали какие-то свои изделия ( том числе используя «земляные печи», что в условиях мастерской и вообще в городе сделать просто невозможно). И сегодня в краеведческом музее можно увидеть то, что стало итогом этой совместной творческой работы.
Сразу должен сказать, что, с одной стороны, керамика – предмет не совсем для меня чужой, среди участников лагеря керамистов была и моя старинная приятельница из Красноярска, занимающаяся керамикой уже лет тридцать. Так что я более-менее представляю себе, насколько труден (а порой и горек) хлеб керамиста, который занимается не просто выпеканием сувенирчиков, а пытается заниматься изготовлением творческих вещей. С другой стороны – мне, темному человеку, все-таки до конца неведомо предназначение керамического искусства. То ли керамика – это чисто декоративная штука (и тогда все эти вазы-чашки – просто для украшения интерьера и накопления пыли), то ли это искусство, то есть род скульптуры. В общем, я, конечно, в глубине души склонялся, да простит меня моя подруга, к декоративно-прикладному назначению всех этих прекрасных предметов, но допускал, что для кого-то это высокое искусство и тонкая скульптура.
И вот на открытии выставки собрались, во-первых, участники этого летнего съезда керамистов, во-вторых, руководство краеведческого и художественного музеев, в-третьих, преподаватели и искусствоведы, и в четвертых, многочисленные друзья всех перечисленных. Было в полном (и хорошем) смысле слова не протолкнуться. И это при том, что хрупкие произведения керамического искусства стояли на столиках, между которыми протискивались толпы собравшихся, подвергая всю эту красоту риску обрушения и рассыпания в прах. Однако собравшиеся, много лет имеющие дело с керамикой, изящно огибали стоявшие на цыпочках экспонаты, и нашелся всего один человек, который таки уронил керамический объект, то есть совершил акт вандализма и нанес ущерб высокому искусству. Это был я.
Пытаясь ухватить какой-то там фоторакурс, я пятился, пятился назад и вбок – пока наконец не врезался в стоявший сзади столик, на котором стояла скульптура (это точно была скульптура, потому что никакого практического смысла у этого изделия не было) под названием «Солнце» (см. фото). На этикетке было указано, что изготовлено солнце из черной глины (черной? вроде же желтая), и автором является Диджли Оней (Турция, Измир). Хрупкое солнце упало ничком – и от него откололся хвостик, который потом, после завершения обряда вручения дипломов, автор подклеил (хотя трещинка на фото, сделанном уже после ремонта, видна). Подклеить солнце я рвался сам – но мне не доверили. Видимо, подумали, ну его, опять что-нибудь отломит.
Я смотрел на объект, пострадавший от моего вандализма и думал о том, что где-то в Турции, в Измире, живет человек, который вот так видит солнце. Солнце у него получилось некруглое, какое-то хрупкое, легко падающее – и вообще сплющенное, видимо, страшными силами колебаний космической материи. Распадающееся на кусочки, разлетающееся вдребезги просто потому, что какая-то темная и слепая сила (какая-то, например, движущаяся галактика, в роли которой в данном случае выступил мой зад) летит по своей предначертанной траектории. И в тот момент, когда эта слепая сила совпадет во времени и пространстве с нашим солнцем – что-то сломается и что-то закончится. Это, конечно, произойдет нескоро, и вполне возможно, что на земле уже не будет никаких людей, а будут только насекомые – но это несомненно произойдет. И эта скульптура турецкого автора вдруг мне об этом напомнила очень остро. Что мы все тут совсем ненадолго.
И даже «Байкал-КераМистики» в следующем году уже не будет – нет средств, грант минкульта России организаторам в этом году получить не удалось.
А выставка – прекрасная. Хоть я и ничего не понимаю в керамике.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!