Издательство «МИФ»

Точка на карте: поселок Мама

Поселок Мама - один из самых отдаленных районных центров Иркутской области. Население поселка 3 500 человек, а всего в Мамско-Чуйском районе живет около 4 200 человек. Путешествие в Маму заставляет серьезно задуматься о прошлом и будущем России. Завмузеем иркутского аэропорта Андрей Коршунов в рамках проекта "Точка на карте" побывал в поселке Мама, "Глагол", прочитав текст в "СМ Номер один", посчитал интересным познакомить с ним и своих читателей. 

Окрестности Мамы - красивая территория, которую иногда - и совсем не зря - называют сибирской Швейцарией. Это богатейший и до сих пор мало освоенный край. Визитная карточка Мамы - самое крупное в России месторождение слюды мусковит. Более 80 % ее запасов находится в Мамско-Чуйском районе. Богаты окрестности Мамы и золотом. Геологоразведчики предполагают, что потенциальные запасы составляют более чем 30 тонн драгоценного металла. Оценочные объемы железной руды в районе превышают миллиард тонн. Такого месторождения, даже при интенсивной разработке, хватит минимум на 50 лет. Запасы кварца в течение десятилетий могли бы обеспечивать несколько крупных производств солнечных батарей и стекла.

Также территория Мамско-Чуйского района богата оловом, свинцом, цинком, вольфрамом, алюминием, тальком, графитом, целой группой полудрагоценных минералов. Есть разведанные месторождения урановых руд. Перспективы имеют нефте- и газодобыча.

В 1950-е годы масштабные работы по поиску алмазов производись в Иркутской области и Якутии. Когда открыли первые кимберлитовые трубки на территории северной республики, все дальнейшие усилия были направлены туда, а про Иркутскую область забыли. Между тем несколько алмазоносных провинций частично расположены в границах Мамско-Чуйского района.

Кроме природных ископаемых территория района богата лесными и биоресурсами. В окрестностях Мамы можно заготавливать лес, пушнину, мясо, рыбу, ягоду. Есть у района и большой рекреационный потенциал. Курорты и санатории в окружении первозданной природы, горнолыжные комплексы, сплавы по рекам Витим, Лена и их притокам, экстремальный туризм - это все возможные пути развития. Перспективны промыслы, основанные на обработке слюды и полудрагоценных камней.

Промышленное освоение мамского слюдяного месторождения началось во второй половине 1920-х годов. Тогда же в месте слияния рек Витим и Мама было основано первое поселение. В 1932 году оно получило статус поселка. Территория интенсивно развивалась, и в 1951 году был основан Мамско-Чуйский район. Для самостоятельного обеспечения продовольствием к району присоединили земли в долине Лены, приспособленные для развития сельского хозяйства. В это же время в районном центре была основана комплексная геолого-разведочная экспедиция.

Расцвет Мамы пришелся на 1960-1970-е годы. В эти годы в районе интенсивно осваивали новые территории, вводили в эксплуатацию участки добычи слюды, запускали производства по ее обогащению и переработке. Активно велось жилищное строительство, развивалась социальная сфера, прокладывались дороги, создавалась коммунальная инфраструктура. В 1980-е годы по уровню жизни поселки Мамско-Чуйского района стали быстро приближаться к наиболее благоустроенным районам страны…

Но в девяностые годы в стране начался кризис, многие промышленные производства перестали существовать, и спрос на слюду резко упал. На Маме это сказалось особенно сильно - градообразующие предприятия, связанные в основном с добычей и обработкой слюды, оказались банкротами. С тех пор Мамско-Чуйский район стал приходить в упадок. Поселки района ветшали, жилищный фонд и инфраструктура изнашивались. Люди стали покидать некогда перспективный район. Высокоразвитая цивилизация, созданная на Маме усилиями нескольких поколений людей, подобно древней Атлантиде, не выдержав новых экономических реалий, стала уходить «на дно». Были расселены и закрыты поселки Согдиондон и Горная Чуя. Еще несколько поселков оказались на грани прекращения существования.

Слюда ценится за счет своих уникальных свойств. Она не проводит ток, обладает высокой жаростойкостью и прозрачностью. Ее применяют, в частности, для производства высокотемпературных электроизоляционных материалов. Эти материалы востребованы в военной и атомной промышленности, авиастроении, приборостроении, радиоэлектронике, создании электродвигателей и других отраслях.

В домашних условиях проще всего увидеть слюду в микроволновой печи. Специальная слюдяная пластинка находится в боковой стенке рабочей камеры и закрывает магнетрон - прибор, генерирующий микроволны. Слюда не проводит электрический ток, но хорошо пропускает и равномерно распределяет СВЧ-излучение, которое воздействует на продукты и нагревает их. Еще слюда присутствует в обычных бытовых паяльниках. Ее частицы используют при изготовлении специальной трубки, которая изолирует нагревательный элемент и предохраняет ручку прибора от перегрева.

На теплоэлектростанциях прозрачные слюдяные пластины применяют для создания смотровых щелей в стенках паровых котлов. Слюда, не меняя оптических свойств, выдерживает высокую  температуру и большое давление. Благодаря этому через слюдяные окошки можно наблюдать процессы, которые происходят внутри паровых котлов.

Автомобильные шины, в которые добавлен порошок слюды, обладают большей эластичностью и износостойкостью. Еще слюду применяют для декоративных целей. Например, из крупных пластинок разных оттенков создают художественные витражи. А слюда мелкого помола является хорошим наполнителем для лаков и красок. Она создает эффект мерцания и глубокого внутреннего сияния. Особенно такой перламутровый оттенок ценят автолюбители.

Но несмотря на такое обилие природных ископаемых, современный вид Мамы в целом невеселый. Заброшенные здания, сломанные заборы, ржавая техника на обочинах и остовы кораблей на берегу... Тем не менее все чаще встречаются жизнеутверждающие картины.

Около аэропорта всех прилетевших приветствует стела в виде галочки с сердечком и надписью "Мама". Этот популярный знак, который сегодня можно встретить в каждом уважающем себя населенном пункте, в Маме на фоне разрушенных построек смотрится особенно трогательно.

На главной площади поселка - мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В центре памятника - девушка с поднятой и развернутой к небу ладонью. На нее опустился голубь. Этот памятник хорошо соотносится с окружающими величественными горами и напоминает о вечных ценностях. Мемориал Славы в Маме - один из самых грандиозных памятников, посвященных войне, на территории Приангарья.

Несколько лет назад в Маме закончилось строительство Покровского храма. Красивая трехъярусная деревянная церковь гордо возвышается над поселком на высоком берегу Витима.

Рядом с храмом находится спуск к реке. В этом месте раньше была пристань, к которой сходила парадная лестница. Она была построена в период расцвета Мамы, но потом, как и многое другое, обветшала и разрушилась. В этом году в Маме нашли силы и ресурсы и восстановили лестницу. Сейчас она является единственным украшением прибрежной зоны. Возможно, с нее начнется возрождение поселка.

Краевед Владимир Сильченко возобновил одну старинную традицию. Раньше на лестнице отмечали каждый новый рекордный уровень, до которого поднималась вода в Витиме во время паводка. Сейчас на лестнице зафиксирован рекорд, который был установлен в 2006 году: 14 м 62 см.

Еще в этом году в поселке оборудовали новую смотровую площадку. Она находится на стрелке рек Мама и Витим. С площадки открывается эпичная картина того, как струи чистой и прозрачной Мамы смешиваются с бурным потоком Витима.

Площадка украшена флюгером в виде геолога-поисковика, присевшего на одно колено. В зависимости от ветра геолог разворачивается то к одному горному склону, то к другому, внимательно изучая их.

В центре установлен еще один значимый монумент. Это памятный знак в честь жертв политических репрессий. На начальном этапе Мама обустраивалась силами переселенцев, сосланных сюда из разных частей страны. Многие жители поселка являются потомками этих людей. Кстати, до середины 1950-х годов в Маме действовала комендатура и жители были лишены возможности свободного выезда из Мамы. Памятник репрессированным открыли в 2012 году. Он выполнен в виде гранитной глыбы. С одной ее стороны на отшлифованной поверхности выгравировано изображение колючей проволоки и телогрейки с нашитым на ней номером арестанта. Как рассказывает краевед Владимир Сильченко, потомки репрессированных не согласны с таким художественным решением. Они объясняют, что их родители не были в исправительно-трудовых лагерях. Они были перемещены на новое место, где продолжали честно жить и работать. Их трудом был освоен Мамский край. Поэтому телогрейку, которая больше характерна для уголовников, лучше убрать с памятника и заменить чем-нибудь другим…

В 1980-е годы до Мамы из Бодайбо начали строить дорогу. Когда осталось 16 самых трудных километров, разразился экономический кризис и дорогу недоделали. Мама так и осталась отрезанной от основных транспортных магистралей страны.

Сейчас ближайшее к Маме место, до которого можно доехать по автомобильной дороге — это поселок Мамакан. Дальше до Мамы около 100 км нужно добираться на пароме. Стоимость перевозки машины по воде 5-5,5 тыс. рублей за погонный метр. Транспортировка легковушки, таким образом, обходится в 15-20 тысяч рублей. А большегруза - в 40-50 тысяч рублей.

В конце ноября областные СМИ обнародовали планы региональных властей организовать от Мамы до Бодайбо регулярные рейсы на пассажирском теплоходе. Рейсы должны начаться в летнюю навигацию 2020 года. Также активно обсуждается возможность запустить бесплатный паром для автотранспорта из Бодайбо в Маму. Он должен хотя бы отчасти компенсировать отсутствие автомобильной дороги. Текущий год может стать переломным и для решения вопроса об автомобильной дороге в Маму. В настоящий момент выбран подрядчик для проведения проектно-изыскательских работ, которые намечены на 2020-2021 год. Следующим этапом должно начаться строительство самой дороги.

Задачу осложняют непростой рельеф местности, вечная мерзлота и необходимость возведения нескольких мостов. Тем не менее при благоприятном раскладе автотрасса в Маму может появиться уже через несколько лет.

- Когда доделают дорогу, для Мамы, несомненно, откроются новые возможности, - считает Валерий Федоров, который в течение полутора десятков лет развивает бизнес, связанный с продуктами из слюды. - Но это не единственное условие для успеха, - продолжает он. - Даже при транспортной доступности Мамы добыча слюды в этом северном регионе будет менее рентабельной, чем в теплой Индии, которая сейчас является мировым лидером в этой отрасли. Для того чтобы преодолеть это невыгодное соотношение, важно на государственном уровне предпринять усилия для возрождения добычи слюды на Маме. За четверть века простоя мы отстали в технологиях и добычи, и переработки слюды. Поэтому нужно наверстывать, развивая научно-производственную базу. В идеале должен быть генеральный план по развитию добычи и переработке слюды в стране. В нем должны быть четко определены и начальные ресурсы, и конечные результаты, и сроки реализации, и ответственные исполнители. Слюда - это стратегический ресурс, необходимый в том числе и для многих оборонных отраслей промышленности. Отношение к этому ресурсу должно быть соответствующим, - заключает Валерий Федоров.

Видимо, оттого, что людей в этом суровом краю живет немного, ценность каждого человека, каждой судьбы в Маме необыкновенно высока. Члены местного краеведческого общества с особой тщательностью, по крупицам собирают информацию о каждом человеке, который был связан с Мамой. В маленькой Маме также действуют целых два краеведческих музея - районный и школьный.

Пример сохранения памяти о каждом человеке - "Памятник инородцу". Это невысокая стела в виде колонны с крестом в верхней части была найдена случайно в глухой тайге в верховьях реки Мамы в 200 километрах от поселка. На стеле - надпись с дореволюционной орфографией: "Егоръ Ивановичъ Агдарёвъ - инородецъ Верхнеангарской волости. Родился 20 мая 1845 года. Скончался 13 мая 1895 года". Благодаря этой надписи стела получила название "Памятник инородцу". Сейчас школьники Мамы взяли шефство над памятником.

Еще один символичный памятный знак находится в 18 км выше Мамы по реке Витим. Он возвышается на острове, который называют Каменным, или островом Легенд. Здесь установлен высокий белый обелиск с красной звездой. По легенде, он посвящен шести неизвестным героям, которые малыми силами пытались задержать баржу с белогвардейским отрядом, двигавшимся на Бодайбо.

В этом же ряду находится памятник в виде базальтовой глыбы, установленный в центре Мамы. Надпись на камне гласит, что установили «в честь основателей п. Мама благодарные потомки».

В Маме проживают 250 детей дошкольного и 500 детей школьного возраста. Бережное отношение к человеческой личности распространяется и на подрастающее поколение. Кроме школы и двух детских садиков воспитанием детей в Маме занимаются музыкальная и спортивная школы, Дом детского творчества, библиотека, краеведческий музей и культурно-досуговый центр "Победа".

После путешествия в Маму не покидает ощущение, что это место имеет особое сакральное значение. "Мама" произошло от эвенкийского "лесистое место". Впоследствии название видоизменилось и слилось с русским "мама", которое означает самое близкое и самое дорогое для человека понятие.

Главное природное богатство Мамы - мусковит, калиевая слюда. В названии "мусковит" - еще одна подсказка к скрытому коду Мамы. Это английское слово muscovite, которое обозначает "московский", "русский". Слюда из Мамы с древних времен была экспортным товаром и считалась одним из брендов русского государства.

Справка: самый надежный способ попасть в Маму - это самолет. Из Иркутска в летний период и в период распутицы воздушные суда на этом направлении совершают три рейса в неделю. В зимний период - всего два. Полет до Мамы занимает 2,5 часа. Стоимость билета в одну сторону - около 8 000 руб.

Автотранспорт попадает в Маму в летнее время на пароме по реке Витим от поселка Мамакан. Расстояние, которое нужно пройти по воде, составляет 120 км. Зимой на этом отрезке оборудуют зимник. В межсезонье Мама отрезана от Большой земли.

Автор выражает благодарность авиакомпании "Ангара" за помощь в подготовке материала.

Андрей Коршунов, СМ Номер один. Фото автора. 


Aliexpress WW

15.12.2019