16 января 1969 года состоялась первая в мире пилотируемая стыковка в космосе кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Корабль «Союз-4» стартовал 14 января 1969 года. На борту работал космонавт Владимир Шаталов. На следующий день, 15 января, с космодрома Байконур стартовал пилотируемый корабль «Союз-5», на борту которого находились трое космонавтов, среди которых наш земляк Борис Волынов.
16 января в 08:20 московского времени корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в истории стыковка двух пилотируемых кораблей.
Космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Их действия транслировались по телевидению. Корабли находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.
Борис Волынов - человек-легенда, космонавт из первого «гагаринского» набора, в отряде космонавтов с 1960 года. Родился в Иркутске в семье Валентина Спиридоновича и Евгении Израилевны Волыновых. Детство и юность провёл в городе Прокопьевск Кемеровской области. Со школьных лет был одержим мечтой стать лётчиком. После окончания школы в 1953 году поступил в военную авиационную школу, в 1956 году - Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища служил в авиационных частях Московского округа ПВО, летал на самолете МиГ-17.
В марте 1960 года Борис Волынов был принят в отряд космонавтов. Он совершил два космических полета, которые оказали значительное влияние на историю космонавтики. Первый полет состоялся в январе 1969 года на корабле "Союз-5" где он выступал в роли командира корабля. Волынов осуществил посадку на корабле в аварийном режиме, что представляло серьезную угрозу для его жизни.
Тогда режим открытой связи категорически запрещал любые упоминания о технических неполадках. В ЦУПе наступила тишина. Все понимали, что космонавт обречен. Земля молчит. Волынов в зоне радиопомех. Хотя его отчетливо слышат, но связаться с ним не могут. До столкновения с землей оставалось 40 минут. Времени на советы не остается. Ситуация была патовая, но космонавт не поддался панике, начал подробно описывать, что происходит с кораблем из-за огромной скорости и взаимодействия с атмосферой. Металл обшивки разогрелся до таких температур, что, по его словам, превратился в "тряпочку". Собранные сведения он прятал в такие места, до которых не доберутся огонь и разрушения. Сам космонавт выжить не надеялся.
На высоте десяти километров сработали парашюты, но из-за того, что корабль крутился, он запутывал стропы. С этим бороться бессмысленно, помогла удача - корабль перестал крутиться в одну сторону и начал "раскручиваться" в обратном направлении, параллельно разматывая стропы. В итоге “Союз” крайне жестко приземлился. Борис Волынов чудом остался жив, получил очень серьезные травмы - перелом корней зубов верхней челюсти. С такой силой космонавт "цакнул" челюстью при ударе о поверхность.
После такого сложного спуска медики считали, что Волынов больше не сможет летать. Однако они ошиблись, и Борис Валентинович остался в космонавтике.
В мае 1970 года начался пятый набор слушателей-кандидатов в космонавты. Среди них были будущие космонавты Анатолий Березовой, Владимир Джанибеков, Леонид Попов, Юрий Романенко и другие. Борис Волынов был назначен командиром этого отряда. Примечательно, что он взял себе позывной "Байкал" в честь места своего рождения.
В июле 1976 года Борис Волынов совершил свой второй космический полет на корабле "Союз-21" вместе с летчиком-космонавтом СССР В. Жолобовым. Во время этого полета космонавты осуществили стыковку с орбитальной станцией "Салют-5" и полет продолжался 49 суток.
Позднее Борис Валентинович занялся организацией обучения слушателей и космонавтов, начав с работы заместителем командира отряда космонавтов, а с 1983 года став его командиром.
Он продолжал заниматься этой работой до ухода на пенсию в мае 1990 года, установив рекорд в 30 лет работы в отряде космонавтов.
В честь знаменитого иркутского космонавта режиссёр Александр Гурешидзе снял документальный фильм «Падение из космоса».