Иркутский стрит-художник Степан Шоболов про искусство в цифре
17 февраля 2023
О цифровом искусстве можно долго и подробно рассказывать, но самый лучший способ понять, что это такое, - познакомиться с цифровыми художниками и их творчеством.
Стрит-художника Степана Шоболова, он же известен под псевдонимом VIZIO, знает практически каждый иркутянин, и это неудивительно, ведь его творчество – это концептуальные работы про постапокалипсис и коллективное бессознательное в поисковых системах, которые вызвали большой интерес среди населения и покорили сердца современной молодежи.
Среди популярных проектов Степана можно отметить «Город i», и соавторский проект А/ОНТОЛОГИЯ, где соединились традиционное, современное и цифровое искусство.
Сегодня Степан рассказал о формировании и выборе своего творческого пути, цифровом искусстве и нейросетях, и о том, какие проекты предстоит ему воплотить ближайшее время.
Гибридизации искусства с цифрой
- Как зародилась идея объединить традиционное искусство с цифровым?
- Начнем с того, что я традиционный художник, я никогда не собирался становиться современным или концептуальным художником, все, что я делаю, проявляется во мне каким-то естественным путем. И тема, связанная с цифровым искусством, если говорить о первоисточниках, зародилась, когда я впервые соприкоснулся с VR-гарнитурой на своей выставке «Город «i». Там я познакомился с человеком, который занимался разработкой игр, и мы решили сделать вместе VR-игру. Я попробовал, и мне очень понравилось. Я был поражен, это зародило во мне детский интерес и совершенно новые впечатления.
В последующем, когда я занялся NFT, это такой вид криптографических токенов, о которых я расскажу немного позже, зародилась моя цифровая история, ну и, собственно, все это сложилось воедино и привело меня в иркутское криптосообщество «METAGO», знакомство с которыми обернулось продуктивным сотрудничеством. Вместе мы стали организовывать VR-выставки.
Как мне показалось, VR-выставки от обычных мало чем отличаются, но когда я попробовал принять в этом участие, то понял, что на деле они отличаются сильно многим. Например, можно создавать что-то нарушающее законы физики, инсталляции, подвешенные в воздухе, можно делать выставки в условной невесомости и прочее. Это цифровой мир, и он прекрасен. Из значительных преимуществ можно отметить то, что не надо использовать стремянки, не надо лазить по стенам, ты можешь сидеть дома, и не вставая с места дистанционно развешивать картины, я уже не говорю о том, что мы покрываем все дистанции - географические и временные. Это очень интересно и во многом упрощает задачи. Благодаря этому я понял, что в моей голове уже пошел необратимый процесс слияния искусства с цифрой.
Цифровое искусство - это не только про развлечение
- Был ли у вас опыт работы с научно-исследовательскими или учебно-образовательными проектами?
- Проведя серию VR-выставок с иркутским криптосообществом, я решил заняться еще двумя цифровыми проектами, один из них был благотворительный.
Есть такой хирург Юрий Николаевич Козлов, он работает в областной детской клинической больнице, замечательный человек, который всегда смотрит в будущее, он и сам тесно связан с VR-индустрией. Как-то раз он рассказал про пример японских VR-операционных, где люди с разных городов могут попасть в операционный зал. Трехмерные данные, полученные с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии, помогают создать модель пациента в виртуальной реальности и подготовиться к операции с учетом рисков и возможных проблем. Это очень большой прорыв в медицине, который также способствует прогрессивному и усовершенствованному обучению хирургов.
Юрий Козлов позвал меня помочь организовать благотворительный вечер для инициативной группы, которая занимается благотворительностью, закупает оборудование и оснащает больницы. Это его мечта – внедрить VR-технологии в больницу. Я помогал ему делать VR-конференцию, участвовал в создании для него аватара, помогал перенести проект будущей больницы в VR-пространство, сделал операционную, оцифровывал органы. Конечно, нам еще очень далеко до внедрения японских VR-технологий в медицину, но мы уже делаем определенные успехи в этой области.
Вторым моим проектом было сотрудничество с одной известной корпорацией в организации ежегодной VR-конференции, которая была связана с детским образованием. Детей обучают разным сферам жизни: экологии, цифровой грамотности и т.д. Я принимал участие в создании VR-пространства для юных гениев, позволил детям, участвуя в конкурсе, создать себе аватары и многое другое.
Хочется подчеркнуть, что цифровое искусство – это про многогранность. Это не только про рисунки, но и про социальные науки, образование, благотворительность, медицину и вообще про жизнь в целом. Это огромный новый пласт для художника, где найдется много чего интересного и для творчества, и для всех сфер нашей жизни.
О новых проектах
- Расскажите, какие идеи воплотятся в реальность в ближайшем времени
- Вообще, идей у меня миллион, но сейчас я хочу продолжить свой проект «Город «i», сосредоточиться именно на нем. Хочу реализовать то, что не получилось в первый раз, сделать более глубоко и качественно, добавить VR-пространство и AR-объекты. Это такая дополненная реальность, которая визуально совмещает два изначально независимых пространства - мир реальных объектов вокруг нас и виртуальный мир, воссозданный на компьютере. Например, можно будет прийти на выставку, отсканировать код, и работы оживут у вас в телефоне. Либо ты надеваешь VR-гарнитуру и попадаешь на перекрёсток Литвинова и Карла Маркса, далее наблюдаешь за тем, что там происходит, например, над крышами проплывает кит или проходит древний ящер. Впечатляющее зрелище, на самом деле.
В целом, у меня сейчас есть идея создавать большие «бесшовные» атмосферы. Это не назовешь выставкой, в полном понимании. В моих проектах главное, чтобы во всем было единство: музыка, цвет, свет.
Партнерство
- О коллаборации творческих проектов с другими людьми
- Для меня работать с кем-то в команде - новый виток. Если честно, то я всегда предпочитал создавать свои проекты один. Это какое-то приятное нововведение, когда в работу над проектом «Город «i» подключились люди - это были друзья, знакомые, волонтеры. Все очень здорово, это совершенно другой и очень глубокий подход к созданию чего-то. Я всегда был больше интровертом, но сейчас, видя то, какое отношение формируется ко мне и моему творчеству, возникает желание больше открываться людям с творческой стороны. Я вижу, что многие стремятся мне помогать, хотят работать со мной в команде, и это открывает во мне совершенно новые эмоции и перспективы.
Например, недавно произошел равноценный тандем - сотрудничество с иллюстратором и мультипликатором Георгием Точечником. Это именно тот яркий пример, когда два человека максимально дополняют друг друга, то, чего не хватает в моих работах - он дополняет и наоборот. У нас классно получилось объединиться. В 2021 году родился совместный проект - открытие галереи NIMB на Ольхоне.
В Иркутске есть много талантливых людей, которые создают цифровые миры, и занимаются этим на более профессиональном уровне, чем я. Один яркий пример - Никита Рютин занимается 3D более двадцати лет. Очень талантливый человек, который участвовал в создании анимации проекта «Город «i». Еще хочу отметить Сергея Чащина, он тоже 3D-художник, дизайнер, иллюстратор, делает потрясающие 3D-проекты, связанные с Иркутском. Недавно у него был проект «Underwater 38», где Сергей показал, как могло бы выглядеть подтопление города, которого все так боятся в ливневый период.
Перспективы NFT-коллекционирования
- Опишите более подробно, что представляет из себя NFT.
- Для меня NFT – это цифровая подпись. К примеру, к моим картинам присваивается уникальный код, который говорит именно о моем авторстве. В саму NFT «вшиты» мои данные, так сказать, определенный «набор» владельца. Это позволяет монетизировать художникам свое искусство, решает вопрос с авторскими правами и создает новый рынок цифрового искусства.
Проще говоря, человек может купить у меня NFT, потому что она размещена в моем NFT-маркетплейсе, она принадлежит мне, ее нельзя скопировать. Конечно, это сильно ничем не отличается от обычного коллекционирования арт-объектов. Кроме того, это больше интеллектуально-информационная собственность, которая, между прочим, легальна в юридическом поле. Мне нравится этим заниматься, и я считаю, что за этим стоит наше цифровое будущее.
Советы и рекомендации для начинающих
- Какой универсальный совет вы дали бы начинающим цифровым художникам?
- Я не из тех людей, которые учат жить правильно. Дам один универсальный совет, который подойдет многим – если вам это действительно интересно, не затягивайте с изучением вопроса и обработкой информации. Цифровое искусство - это настолько огромный объем данных, которые невозможно полностью изучить. Его можно сравнить с математикой: из множества направлений ты можешь выбрать только одно, и его изучать, стать профессионалом в своем деле, а это может отнять у тебя десять лет, может и больше, но оно того будет стоить, если тебе это действительно нравится и есть перспектива. Остальное приложится, как говорится.
Искусственный интеллект: угроза или помощник
- Что будет, если нейросеть превзойдет человечество?
- Говоря о том, что нейросеть уже в каких-то моментах превзошла человечество, многие люди задумывается вот о чем: «Я уже не нужен, мое творчество бесполезное, нейросеть делает лучше, чем я». Конечно, я впечатлен искусством нейросетей, но ранее не применял их в творчестве, поэтому сейчас у меня много любопытства к ним. При этом, стараюсь не погружаться в них, но сегодня, видя некоторые работы нейросетей, понимаю, что это просто совершенно другой уровень. Это делается просто превосходно не только с технической, но и с философской точки зрения. Многие работы получаются глубокими и по-настоящему ценными с культурной точки зрения.
Лично мое отношение ко всему этому – это принятие. Принятие того, что нейросеть может меня когда-то превзойти. При этом продолжаю делать то, что я хочу, и то, что мне нравится, сам использую нейросети в творчестве. Кстати, один из арт-объектов в проекте А/Онтология был создан с помощью нейросетей. Таким образом, я продолжаю расти, я продолжаю рисовать, делаю то, к чему сердце лежит, и параллельно продолжаю восхищаться теми удивительными вещами, которые научились делать нейросети.
Кто-то скажет, что цифровое искусство - неживое. Но я с этим не согласен. Наша активность уже давно перетекла во всемирную цифровую паутину, нематериальное для нас давно стало материальным.
Кристина Рейн, специально для «Глагола»
Фото из архива художника
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!