Театрально-концертный центр "Братск-Арт" готовится к своему 40-летию

17 октября 2022

К юбилею крупнейшего концертного зала северной столицы филиал группы "Илим" оплатил ремонт сцены.

ТКЦ Братск-Арт

Впервые Дом культуры "Металлург" (так он тогда назывался) открыл свои двери в 1982 году. Десять лет спустя он был передан городу и через несколько лет получил название ТКЦ "Братск-Арт".

В нём занимается множество творческих коллективов, здесь расположился театр кукол "Тирлямы", на этой сцене проходят концерты местных артистов и столичных звёзд, фестивали и творческие конкурсы.

Несмотря на столь серьезный возраст, здание выглядит современным: коллектив старается поддерживать не только работоспособность, но и внешний вид. В разные годы здесь обустраивали прилегающую территорию, меняли окна, ремонтировали фойе, обновили зрительный зал. 

ТКЦ "Братск-Арт" - это не только четыре этажа над землёй, но и четырнадцать метров под ней. Сотрудники говорят, что это лицо города: "У нас проводят официальные городские праздничные мероприятия. У нас занимаются дети. Большинство гостей города бывают у нас. И нам нельзя выглядеть плохо".

В 2022 году группа "Илим" выделила 8 млн рублей на сцену, из которых 5 млн ушло на обновление "одежды" - громадного занавеса. 3 млн рублей ушло на механику.

– Механика – это все подъёмы: занавесы, софиты. Каждый подъём – это отдельный занавес или блок с осветительным оборудованием, – рассказывает главный инженер Елена Молчанова. – Все подъёмы оснащены лебёдками, это механизмы, состоящие из двигателя, редуктора, подъёмных блоков. Тросы, с помощью которых занавесы и софиты поднимаются и опускаются.

Каждый занавес – отдельный "подъём", закреплённая на стальных тросах "перекладина". Таких подъёмов здесь пятьдесят шесть, и все эксплуатируются с первого дня работы. Большинство в исправном состоянии, но капремонту не подвергались, хотя фактически работают 46 подъёмов.

– Когда подбираешь подрядную организацию для ремонта, многие предлагают полную замену механики сцены. На это не хватит и 30 млн - на пятьдесят шесть лебёдок одних тросов будет около пятнадцати километров, представляете? Поэтому мы сосредоточены на том, что нужно сделать в первую очередь. Это требования пожарной безопасности и работа самых используемых и физически нагруженных подъёмов, где тросы и лебёдки изнашиваются быстрее. К таким у нас прежде всего относятся софиты, – поясняет Елена Молчанова.

Ещё есть невидимая из зрительного зала часть – над сценой вверх на высоту около шестиэтажного дома уходит "колодец", который по периметру окольцовывают четыре этажа галерей, где и размещаются лебёдочные механизмы. 

– Тросы менять очень сложно: поднимать, пробрасывать. Пять человек были задействованы. Мы заменили тросы у двух подвесов с софитами, это около 400 метров. Это тяжёлое оборудование, механизмы и тросы были очень изношены. Представляете, под нагрузкой в несколько тонн на протяжении десятков лет?

– Масло заменили в сорока редукторах, – рассказывает главный энергетик Владимир Пономарёв. – Обычную смазку заменили на консистентную. Она густая, не будет выталкиваться при работе шестерни, лет пять должна прослужить. Сварочные работы тоже делали, усиливали рамы, на которых стоят механизмы.

– Для сварочных работ была специальная подготовка. Здесь много пожароопасных материалов, – добавляет Елена Молчанова. – Снимали всю одежду сцены, устилали всю сцену фанерой, проливали её водой.

На пожарной безопасности главный инженер останавливается отдельно. Её привели к современным стандартам с автоматическими спринклерами и дренчерами в 2015 году.Сейчас укрепили конструкции противопожарного занавеса. Это огромная, 16-тонная плита из железобетона, которая подвешена за сценой и, в случае возгорания, опускается, отсекая сцену от зрительного зала.

– Когда строили здание, были допущены конструктивные ошибки, занавес не совсем правильно закрепили. Обследование выявило, что балка, на которой он держится, не была усилена для такой нагрузки. В этом году мы её усилили, приварили как должно быть по нормам, – рассказывает главный инженер.

Замена занавеса была долгожданной. Старый, изготовленный когда-то под заказ в тогда еще Ленинграде, прослужил сорок лет. Сегодня на его месте новый, из ткани благородных сдержанных оттенков. 

Помимо эстетической, учли и техническую часть – характеристики ткани. Пожарная безопасность требует, чтобы одежда сцены раз в три-пять лет пропитывалась препятствующим горению составом. Это одновременно и нагрузка на бюджет, и сложность работ: сначала снять, потом снова повесить. У новой одежды такой проблемы нет: она изготовлена из негорючих материалов.

Помимо антрактно-раздвижного занавеса и арлекина, в перечень на замену вошли антрактно-подъёмный занавес, обтяжка портальных кулис, кулиса, падуги, основной задник, задник французский (или так называемый "француз"), шторы на входных группах. Организацию для выполнения работ нашли в Новосибирске. Ранее она проводила аналогичную замену в Братском драмтеатре. 

29 октября ТКЦ "Братск-Арт" отмечает свой юбилей большим концертом.

Михаил Горбунов, газета "Знамя". Фото автора

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также