Издательство «МИФ»

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Актриса Иркутского драматического театра имени Н. П. Охлопкова, заслуженная артистка РСФСР Тамара Панасюк сегодня отмечает свой юбилей.

Она родилась в Ровенской области, ее родители были сосланы в Сибирь. Детство будущей актрисы прошло в Ангарске. Красавица из "нахаловки" в Майске после школы не попала в студию при иркутском драмтеатре. Но тут же ее подхватил Яков Фролов, режиссер Черемховского театра. Труппа в маленьком городском театре была тогда сильной: в ней работали настоящие артисты из невыездных - таких же, как ее мать и отец, на двоих отсидевших 17 лет, как вся ее репрессированная семья с Западной Украины. Но в 1959 году Тамара поступила в Иркутское театральное училище, а свою творческую биографию начинала на подмостках Черемховского театра, Иркутского театра юного зрителя, а с 1962 года, еще будучи студенткой, и Иркутского драматического театра.

Всего Тамара Ивановна сыграла около двухсот ролей. Мастерство воплощения образов сильных и страстных натур ярко проявилось в ее работах над такими ролями, как Полли ("Трехгрошовая опера"), Макарская ("Старший сын"), Смельская ("Таланты и поклонники"), Кашкина ("Валентина"), Мария Валевска ("Наполеон I"), Кормилица ("Ромео и Джульетта").

Она стала первой в истории мирового театра исполнительницей роли Макарской в "Старшем сыне", поставленном в 1969 году, в том самом, на репетиции которого приходил драматург Александр Вампилов.

- Откуда Макарская? - оттуда же, откуда и я, - сослана сюда с матерью. Теперь одна, секретарь в суде. Ее никто не знает - как меня, которая для всего Иркутска - балованное дитя, вся в любви и ласке. Ее Макарская сначала была в супермини, белом парике. Вампилов отобрал у нее высокие щегольские сапожки Макарской: "Не знаю, каким драматургом прослыву, а вором - точно". Последний разговор с Вампиловым - после утреннего спектакля. Он пришел за кулисы: "Тамара, хорошо". - "Ты ведь об этом не писал". - "Откуда ты знаешь, о чем я писал...".
Наличие у актрисы хорошей сценической пластики, заразительности, драматического темперамента позволяют ей создавать на сцене характеры живые, неоднозначные, всегда запоминающиеся. Таковыми стали в исполнении Тамары Панасюк Соня в "Аристократах", Кабанова в "Грозе", Марта в "Фаусте", Иветта в "Мамаше Кураж", Анна в "Звездах на утреннем небе", Миссис Пирс в "Пигмалионе". В девяностые годы  особенно сильное впечатление оставила ее работа над образами Анны в спектакле "На дне" Максима Горького, Обноскиной ("Село Степанчиково и его обитатели" Федора Достоевского, а в 1995 году иркутские журналисты объявили Тамару Ивановну актрисой года за работу над ролями Гурмыжской ("Лес" Островского) и Раневской ("Вишневый сад" Чехова). В 1990 году ей присвоено звание заслуженная артистка РСФСР.

Фото Анатолия Бызова и из архива театра. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

18.05.2020


Новости партнеров

Театральная жизнь