Тайна гибели экспедиции 1942 года при проектировании железной дороги Абакан - Тайшет

18 октября 2023

Если вы путешествовали по Сибири на поезде, то, наверняка, обращали внимание на огромные тоннели, мосты и вряд ли запомнили небольшие железнодорожные станции Кошурниково, Стофато, Журавлева.

«Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю». История Трассы мужества в Сибири

Между тем, они названы в честь изыскателей, обследующих участок, где много лет спустя была положена магистраль Абакан – Тайшет. Этот участок так и назвали - Трасса мужества.

Дорога, по которой доставлялись бы грузы из Средней Азии, Казахстана в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, имела стратегическое значение. Поэтому построить магистраль через Саянские хребты инженеры вынашивали еще в XIX веке. Однако из-за сложного рельефа каждый раз специалисты делали отрицательное заключение, сходясь в мысли, что проложить рельсы, пробив хребты, невозможно.

Накануне Великой Отечественной войны специалисты «Мосттранспроекта» провели очередные изыскания, составили пять вариантов трассы с выходом на Тайшет. В 1942 году работу продолжили «Сибгипротранс» и «Томгипротранс». Начальником изыскательской экспедиции назначили 37-летнего Александра Кошурникова. На его счеты было проектирование и изыскание более двадцати объектов.

Осенью 1942 года Александр Михайлович возглавил экспедицию, в которую вошли Алексей Журавлёв и Константин Стофато. Отважная троица намеревалась обследовать долину реки Казыр и горного перевала. Сложный маршрут требовал куда больше людских ресурсов, но где их взять? Шла война, разгоралась Курская битва. Изыскатели выполнявшую для государства задачу, имели бронь.

В сентябре изыскатели прибыли в Тофаларию. Сопровождать экспедицию из местных никто не соглашался, тофалары говорили, что никто не ходил так далеко. В распоряжении изыскателей были карты съемки местности 1909 года.

Защищая смету на продукты и снаряжение Кошурников написал: «Немногочисленные экспедиции, которые проходили Центральные Саяны, всегда сопровождались человеческими жертвами — в порогах, при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах».

В поселке Верхняя Гутара группа прожила десять дней, дальше тянуть время было нельзя. Вот- вот могли начаться морозы и снегопады. Пятого октября группа, которую сопровождал оленевод Александр Холмоев, покинула поселок. Возможно, в многочисленные свидетельства закралась небольшая ошибка. Дело в том, что в Тофаларии распространена фамилия Холямоев, а вот Холмоевых нет совсем.

 «Дело плохо, для поездки имеем весьма ограниченное снаряжение. Продовольствие: сухарей 30 кг, хлеба 20 кг. Крупы перловой 5 кг, масла 2 кг. Чаю 100 гр. Спичек 50 коробок, мыла 0,5 кг. Имею ружье 12-го калибра, при нем патронташ заряженный. Нет палатки, не дали в Новосибирске, спальные мешки не беру сам — громоздко».

Через полторы недели Холмоев, которого изыскатели называли стариком, хотя ему было всего 57 лет, вернулся в поселок. Он рассказал, что в долине реки сплошняком гиблый лес, идти невозможно, ягеля – основного корма оленей нет, поэтому Кошурников отправил его домой, а сами изыскатели, срубив плот, решили сплавляться. Холмоев привез письмо, адресованное Кошурниковым своей жене. 

«Пользуюсь последним случаем написать тебе пару слов. Нахожусь в 15 км ниже слияния Правого и Левого Казыра. Отправляю письмо с проводником, хотя уверен, что придёт оно после моего приезда. Хотел проехать насквозь на оленях, но отказался от этой мысли, так как нет корма и дороги. 25 октября рассчитываю быть дома. Едем втроём — Журавлёв, Стофато и я. Плохо, что нет геолога. С производственной точки зрения он был бы полезнее, чем сметчик Стофато.

На изысканиях перевала получил положительный результат. Очень был бы доволен, если бы на будущий год мне дали эти изыскания как предварительные. Очень тут интересные места, есть над чем поработать. Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно — не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни…»

Согласно примерному графику передвижения, максимум 25 октября они должны были выйти в район погранзаставы в низовьях Казыра. Однако группа не появилась в обозначенном районе.

В ноябре начались поиски с использованием самолета. Наземная группа шла по следам пропавшей экспедиции. Вначале решили, что первопроходцы погибли на пороге Щеки. Однако в нескольких километрах ниже были обнаружены костровища и следы рубки леса для плота. Следы последнего лагеря нашли ниже порога Базыбая. До ближайшего поселения оставалось чуть больше 50 километров. Но именно здесь, на последнем отрезке экспедиция бесследно исчезла. Среди множества вариантов рассматривался и весьма нелицеприятный. Группа случайно или намеренно пересекла государственную границу с Тывой. Были и те, кто в открытую называл группу Кошурникова изменниками Родины.

Более месяца продолжались поиски пропавшей экспедиции, а потом пришел приказ, что всем «поисковым отрядам вернуться. Необходимо выходить из тайги, ожидается метель».

Неожиданным образом тайна пропавшей экспедиции раскрылась осенью 1943 года.

Рыбак Иннокентий Степанов во время сплава на лодке увидел в воде несколько листочков бумаги. Это были фрагменты дневника Кошурникова. Степанов знал о пропавшей экспедиции, поэтому решил причалить и осмотреть берег. Однако лодка еще не успела ткнуться носом в берег, а рыбак уже увидел наполовину занесенный песком тело человека. Оставив метку на кустах, Степанов отправился за помощью.

 Уже на следующий день, когда к этому месту прибыла группа, стало понятно, что рыбак наткнулся на тело Александра Кошурникова, а листочки были из его путевого дневника. Благодаря записям удалось восстановить хронологию похода и подробности гибели Константина Стофато и Алексея Журавлева.

«11 октября. Воскресенье.

Ночёвка на левом берегу Казыра примерно против пикета 2655. Прошли за день километров 9–10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлёв.

На всём протяжении левобережного хода имеется надпойменная терраса, удобная для проведения железнодорожной линии. Встречаются два или три небольших скальных мыска, которые пройти не представляет никакого труда. Терраса сухая, сложена тощими суглинками или суглинками с галечниками. Незаметно перешли в зону изверженных пород. Каледонские интрузии в нескольких местах прорезают кембрийские известняки, основную горную породу Казыра. Где проходит контакт - не проследил. Завтра отправляемся на плоту, а оленей возвращаю обратно. Сухая пихта для плота есть».

«31 октября. Суббота.

Ночуем на пикете 1516. Дело плохо, очень плохо, даже скверно, можно сказать. Продовольствие кончилось, осталось мяса каких-то два жалких кусочка, сварить два раза и все. Идти нельзя. По бурелому, по колоднику, без дороги и при наличии слоя снега в 70-80 см, да вдобавок еще мокрого идти, безумие. Единственный выход - плыть по реке от перехвата, пока еще не замерзла совсем. Так вчера и сделали. Прошли пешком от Базыбая три километра, потом сделали плот и проплыли сегодня на нем до пикета 1520. Здесь на перехвате, по колено забило снегом, и плот пришлось бросить. Это уже пятый наш плот! Завтра будем делать новый».

«1 ноября. Воскресенье.

Все ослабли настолько, что за день не смогли сделать плот. Я совсем не работал. Утром не мог встать, тошнило, кружилась голова. Встал в 12 часов и к двум дошел до товарищей. Заготовили лес на плот и таскали его к реке. Заготовили на ночь дров - вот и вся работа двух человек за день. Я расчистил в снегу место под лагерь, площадь 18 квадратных метров и поставил балаган - тоже все, что сделал за день.

Все погорели. Буквально нет и одной не соженной одежды, и все равно мокрые до нитки. Снег не перестает, идет все время, однако тепло, летит мокрый, садится, на него падает новый и таким образом поддерживается ровный слой сантиметров 80 мокрого тяжелого снега.

У всех опухли лица, руки и главное, ноги. Я с громадным трудом надел сапоги и решил их больше не снимать, так как еще раз мне их уже не надеть».

«3 ноября. Вторник.

"Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера 2.11 произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком, очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

Спустя 23 года после гибели группы Кошурникова железную дорогу построили, в одной из бригад трудился сын Константина Стофато Владимир. Позднее данный участок назвали трассой мужества. Фамилии первопроходцев увековечили в названиях станций. В Новосибирске фамилиями изыскателей названы три улицы.

В 1966 году Александра Кошурникова посмертно наградили орденом Ленина, Константина Стофато и Алексея Журавлева - орденами Трудового Красного знамени.

Полный текст читайте на канале Бориса Слепнева Планета Сибирь

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также