Читая доклад-4

19 января 2018

"Глагол. Иркутское обозрение" продолжает читать доклад "О состоянии гражданского общества-2017 в Российской Федерации". Традиционно такой доклад готовит Общественная палата РФ и ежегодно представляет его на суд общественности. Первая часть в пересказе "Глагола" вышла на нашем сайте 6 января, вторая - 10 января, третья - 16 января. Сегодня посмотрим блок о благотворительности в России.

В 2017 году две трети россиян участвовали в благотворительной деятельности, а объем частных пожертвований на благотворительные цели в 2016 году составил 143 млрд рублей, что равно 0,34 % от ВВП страны. 

Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2017 года, показали, что число граждан, в том или ином виде участвующих в благотворительности, за последние десять лет выросло на 20 %. Если в 2007 году об участии в благотворительности сообщали 50 %, то в 2017 году – уже 69 % (москвичи и петербуржцы, высокообразованные граждане чаще, чем жители малых городов/сел и граждане со средним образованием участвуют в благотворительности).

Наибольший рост отмечается в переводе денег на счета конкретных нуждающихся – с 4 % в 2007 году до 32 % в 2017-м, чуть медленнее росла доля тех, кто передавал средства в благотворительные фонды (17 % в 2017 году против 4 % в 2007 году). Чаще всего пожертвование составляет от 101 до 500 рублей (24 % респондентов), от 501 до 1 000 рублей (17 %).

Стержнем развития сферы благотворительности являются благотворительные проекты, реализуемые как инструмент корпоративной социальной ответственности. Наряду с традиционными форматами сбора пожертвований появляются новые виды так называемого умного фандрайзинга: бесконтактные платежи, интерактивные билборды, использование QR- и штрих-кодов, а также геокарт и мобильных приложений. Отдельно стоит выделить развитие благотворительных сообществ в социальных сетях и на интерактивных благотворительных площадках.

Использование современных технических решений и интерактивных площадок в сфере фандрайзинга позволяет популяризировать сферу благотворительности и сделать ее еще более доступной.

Технологии благотворительности в наше время помогают прочувствовать «момент непосредственной радости» от оказанной помощи, сразу увидеть результат – хотя бы «понарошку». Это особенно важно для непопулярных направлений поддержки или помощи в решении глобальных задач, где сложно увидеть быстрый эффект, например финансирование исследований по борьбе с заболеваниями. Годовые отчеты, письма донорам с благодарностью – это все важно, но это отложенные действия, которые будут позже, потом. Умный фандрайзинг – это комплексные кампании, с одновременной активностью в физическом и цифровом пространствах, в частности, на сайтах, в социальных медиа и пр. Это также хорошая тема для обсуждения с детьми.

Активно развивается интеллектуальная филантропия, когда юристы, дизайнеры, бухгалтеры, журналисты оказывают благотворительным организациям профессиональные услуги pro bono (от лат. – ради общественного блага). Некоторые компании оплачивают сотрудникам время, которое они тратят на работу в благотворительных фондах.

Интенсивное развитие благотворительности, использование новых технологий и социальных сетей привлекло в эту сферу и недобросовестных участников.

2016–2017 годы ознаменовались борьбой профессионального благотворительного сообщества с мошенничеством под видом благотворительности, так называемыми лжеволонтерами, псевдоблаготворительностью и пр. В рамках борьбы с недобросовестными организациями благотворительный сайт «Милосердие.ru» опубликовал рекомендации по выявлению мошенников. Среди основных – отсутствие у лжеблаготворителей полной информации об организации, о том, где и как ее найти, отсутствие отчетов о сборах и тратах, отсутствие плана расходования пожертвований. Серьезные фонды делают ставку на открытость, публикуют отчеты в открытом доступе, активно общаются со СМИ и в соцсетях. Но не менее важно перепроверять своих потенциальных подопечных 

Одной из проблем в противодействии этому явлению остается недостаток информации, что не позволяет оценить реальный масштаб проблемы. В ответ на запрос Общественной палаты РФ о мерах борьбы с мошенничеством под видом благотворительности Министерство внутренних дел РФ сообщило, что «ведомственной статистикой не предусмотрен учет сведений о фактах мошенничества, связанных с деятельностью лжеволонтеров и мнимых благотворительных организаций, осуществляющих сбор денежных средств в общественном транспорте на улицах российских городов».

Следовательно, необходима доработка законодательства для защиты граждан и благотворительных организаций от мошенничества. Общественная палата РФ планирует совместно со структурами МВД РФ и Следственного комитета РФ проработать порядок работы со случаями мошенничества в сфере благотворительности.

В рамках мероприятий по повышению открытости и доступности филантропии в 2017 году второй раз прошел международный день благотворительности #ЩедрыйВторник. Как сообщает фонд поддержки и развития филантропии «КАФ», в России к движению присоединились более 1 800 партнеров из 227 населенных пунктов – от Калининграда до Камчатки, состоялось более 2 000 разнообразных благотворительных событий, а объем онлайн-пожертвований вырос в 1,8 раза.

Еще одним мероприятием, проведенным в целях повышения прозрачности и популяризации благотворительности, стал запуск Общественной палатой РФ в октябре 2017 года онлайн-проекта общественных голосований («праймериз») для обсуждения и продвижения кандидатур на соискание Государственной премии в области благотворительной деятельности. Специальный модуль народного голосования был размещен на сайтах общественных палат всех регионов страны. Такая система позволила узнать про тех, кто занимается благотворительностью не только на федеральном уровне или в больших городах, но и в глубинке. Праймериз стали одним из инструментов, который позволил выдвинуться людям, о которых иначе бы не узнали.

Однако, несмотря на рост количественных показателей участия граждан в благотворительности, качество этого участия оставляет огромный простор для развития. Россияне по-прежнему чаще предпочитают оказывать помощь адресно, не задействуют профильные организации, организованные формы благотворительности людям по-прежнему мало знакомы.

Среди россиян, участвующих в благотворительности, сохраняется низкий уровень доверия к благотворительным организациям.

Опрос портала «Добро Mail.Ru», посвященный доверию в сфере благотворительности, показал: среди тех, кто подает нуждающимся на улице, половина им не доверяет, 43 % иногда сомневаются и только 6 % абсолютно уверены в честности сборщиков средств. Среди тех, кто предпочитает оказывать помощь через фонды, доля бдительных граждан выше: 63 % не доверяют людям, собирающим пожертвования и милостыню на улице. Но все россияне, как показало исследование, продолжают подавать милостыню, несмотря на недоверие.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», с 2013 года начался рост доверия к сектору благотворительных организаций. Сегодня 59 % россиян скорее доверяют благотворительным организациям, а 11 % респондентов согласились на безоговорочное доверие. Но при этом лишь 8 % опрошенных убеждены, что все благотворительные организации бескорыстно ведут свою деятельность.

В России стали больше жертвовать, но по-прежнему мало знают о благотворительных фондах. По данным ВЦИОМ, 70 % опрошенных не знают / не смогли вспомнить ни одной благотворительной организации, а термин «фандрайзинг» незнаком подавляющему большинству граждан (92 % никогда о нем не слышали, 5 % он знаком, но определить его они затрудняются). Поэтому вопросы освещения деятельности благотворительных организаций, привлечения СМИ к тематике благотворительности стали основной темой прошедшего в Санкт-Петербурге круглого стола «СМИ и благотворительность», организованного Общественной палатой РФ. 

В обществе по-прежнему считается, что поддержка благотворительности – это задача крупного бизнеса. Стереотипы в отношении благотворительных организаций, благотворителей и благотворительной деятельности сохраняются до сих пор. Общественная палата РФ организовала в 2017 году серию мероприятий, направленных на популяризацию благотворительности и расширение числа ее участников за счет вовлечения в благотворительность деятелей искусства, спортсменов и представителей других групп, пользующихся общественным признанием. Это позволило показать, что благотворительность – не только привилегия богатых, но и возможность любого человека помочь другому.

Продолжение следует. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также