Павел Фокин: как я познакомился с Распутиным
19 марта 2022
Вся неделя проходит под знаком торжественных мероприятий, посвященных 85-летию нашего классика, писателя Валентина Распутина.
Историк литературы Павел Фокин в интервью порталу "Горький. медиа" рассказал о своем восприятии Валентина Распутина и о том, как он познакомился с ним. "Глагол" публикует отрывки из интервью.
— Чем вас привлекли произведения Распутина и как их в то время оценивала читающая публика?
— С творчеством Распутина я впервые познакомился в студенческие годы, в середине 1980-х. Но имя его хорошо знал и раньше - оно было в ряду первых имен советских писателей. В нашей семье следили за современной литературой, выписывали литературные журналы. В том числе "Наш современник", в котором печатался Распутин. И его "Прощание с Матерой" - именно эта повесть счастливым для меня образом стала первой, прочитанной мною, - я читал как раз по журнальной публикации (избранные номера журналов с наиболее значимыми и важными произведениями хранились в домашней библиотеке). Чтение "Матеры" стало для меня откровением. Городской ребенок, да к тому же выросший на бывшей немецкой земле, в Калининграде, я в ту пору на "деревенскую прозу" смотрел как на этнографические зарисовки, которые были мне мало интересны... Распутин в этой повести, в рассказе об идущей под затопление сибирской деревне, создал образ космогонического масштаба. Это было поразительно.
На фоне литературы соцреализма распутинская "Матера" была чем-то невероятным. Она ошеломила своим мистическим символизмом, метафизической полнотой, смысловой плотностью, тугим, мускулистым словом. Я и мои друзья в ту пору были увлечены Маркесом и считали его вершиной современной литературы. И вдруг среди советских писателей оказался соизмеримый по таланту с колумбийским гением художник. Сегодня, когда прочитан весь Распутин, могу без колебания сказать, что каждая его вещь - это литературное событие, но "Прощание с Матерой" - его безусловная вершина, один из шедевров мировой литературы.
— Вы были лично знакомы с Валентином Григорьевичем - расскажите о ваших впечатлениях от общения с ним.
— Мое знакомство с Валентином Григорьевичем было, как говорится, сугубо "светским" (если можно так выразиться), в том смысле, что я несколько раз общался с ним в различных публичных обстоятельствах: на литературном фестивале "Этим летом в Иркутске...", во время гастролей в Москве Иркутского драматического театра, привозившего в столицу замечательный спектакль Геннадия Шапошникова "Последний срок". Валентин Григорьевич был человеком сдержанным в общении, немногословным (тем более с человеком, которого он мало знал; к тому же это был тяжелый для него период, когда он трудно переживал утрату своей жены Светланы, с которой прошел через всю жизнь и все испытания).
Но ощущения замкнутости в общении с ним не возникало. Да, он был скуп на слова и внешние проявления своих эмоций, но в этом не было какой-либо враждебности или неприятия. Напротив, чувствовалась какая-то особенная внимательность к тебе. Деликатно изучающая и оценивающая. Слово "деликатно" я бы здесь особенно подчеркнул. Признаюсь, я немного робел рядом с ним. Ведь талант - это дар Божий, зримое и несомненное чудо. Как не удивляться ему, как не робеть в его присутствии? Молчаливость Распутина была требовательной. Она ограждала от пустословия, рисовки, самолюбования. И она не тяготила. Она создавала вокруг него поле ответственности за каждое слово, за каждую реплику, и находиться в этом поле было непросто.
— В произведениях Распутина сильно публицистическое начало (недаром он начинал как журналист и очеркист). Не кажется ли вам, что исследователи и критики, связывавшие прозу писателя с проблемами уходящей деревенской жизни, взаимоотношений города и села, экологии, не разглядели за Распутиным-публицистом Распутина-художника и своеобразного мыслителя?
— Распутин писал об актуальных вопросах современности. Он не мог находиться в стороне от жизни своей страны, своего народа, жил его болями и переживаниями. Именно потому и был любим своими читателями. За сопричастность к судьбе народа, за искреннее, нелукавое слово о нем. Но всегда это слово было словом художника. Публицистичность свойственна (но не является тотальной) некоторым поздним его повестям и рассказам (далеко не всем!). В первую очередь нужно назвать повесть "Пожар", написанную накануне социальной катастрофы 1990-х. Распутин предвидел надвигающуюся беду и не мог молчать. В таких ситуациях голос писателя становится всегда более тревожным и эмоциональным. Так было с Достоевским, когда он принялся за работу над "Бесами", предупреждая своих современников о надвигающейся опасности. Увы, как "Бесы" не были услышаны вовремя, так и "Пожар" остался без понимания.
Что же касается критики, то я не соглашусь с тезисом о том, что она не разглядела Распутина-художника и мыслителя. Для этого нужно быть совсем слепым, а советская и российская литературная критика эстетической слепотой не страдала.
— В одном из интервью вы сказали, что Валентина Распутина лучше называть не деревенским писателем, а мистическим. Почему?
— Распутин остро чувствовал сложность и непостижимость мироустройства, его неисчерпаемую таинственность, понимал ограниченность материалистического, позитивистского взгляда на жизнь, когда все кажется объяснимым по законам логики, на основе данных точных и естественных наук. Эта сложность бытия особенно зримо представлена в пространстве, где человек и окружающий его мир находятся в органической связи.
Распутин вырос в сибирской деревне. Он хоть и был типичным деревенским мальчишкой, помогавшим взрослым в непростом крестьянском труде, но судьба сразу поставила его на перекресток бытия. Его мать была почтальоном. Они жили в избе, в которой находилось почтовое отделение. Туда приходили письма из далеких от Аталанки мест, газеты с известиями со всего мира, а за окнами была могучая Ангара и бескрайние таежные леса. Ночь распахивала перед взором звездные просторы космоса. И где-то далеко - и совсем рядом! - шла Великая война. Чуткая душа ребенка росла и развивалась на тревожном пороге "как бы двойного бытия".
Многие произведения Распутина написаны на деревенском материале. Но в отличие от других писателей, он в своих книгах разрабатывал и иные аспекты жизни. Распутин обладал мощным духовным зрением, позволявшим ему в социально-исторических и бытовых реалиях деревенской повседневности видеть явления иного порядка и говорить о них. Он писал о мистике бытия, о явлениях и состояниях, выпадающих из привычного хода дел. Именно поэтому не стоит наследие Распутина ограничивать термином "деревенская проза". Или же, если продолжать его использовать, то тогда менять объем понятия.
Полный текст читайте здесь.
На фото: Валентин Распутина на Байкале с зарубежными авторами
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!