Лев Сидоровский: «Жди меня, и я вернусь…» - фильм, опаленный войной
19 апреля 2025
Маршал Баграмян рассказывал о первом впечатлении от стихов: «Я тогда понял, что встретился с человеком близким, родным по духу и воинской совести, который мыслит и чувствует, как я, но умеет ярко выразить общие, священные чувства».
Стихи опубликовала «Правда» в январе сорок второго:
«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера...»
И хотя автор стихотворения «Жди меня» Константин Симонов был и раньше достаточно популярен, с этого дня он, без всякого преувеличения, известен стал всенародно. Потому что сумел выразить самое главное, самое всеобщее, самое нужное людям тогда и тем помочь им в труднейшую пору. Нет, Симонов вовсе не старался угадать, что сейчас людям всего нужнее, – просто написал то, что жизненно необходимо было ему самому.
Спецкор «Красной звезды», он всю войну жил очень напряжённо, насыщенно, писал изо всех самых горячих точек, на короткое время возникал в Москве, «отписывался» – и снова на фронт... В одну из таких пауз, осенью того же сорок второго, сложилась пьеса «Жди меня» – для Московского театра драмы. И одновременно, по просьбе кинорежиссёра Александра Столпера, – сценарий кинофильма на ту же тему.
Стихи в газете прозвучали как заклинание воина, обращённое к любимой, а фильм «Жди меня» стал своего рода ответом на это «письмо с фронта», пришедшим из тыла, от женщины, к мужу-бойцу. Поэтому кинокартину, пожалуй, точнее было бы назвать «Жду тебя»... В образе Лизы снялась Валентина Серова, которой и были посвящены знаменитые строки, вошедшие вскоре в поэтическую книгу особой пронзительности – «С тобой и без тебя». Роль её мужа, летчика Николая Ермолова, исполнял Борис Блинов.
Итак, Ермолов на сутки прилетел с фронта в Москву для получения ордена. Встреча с женой, с друзьями. Тосты, песни под гитару, улыбки... И фотография на память, где все вместе – счастливые, что свиделись, и грустные, потому что близко расставание. Лиза выпроваживает друзей: «Сейчас вы поедете на аэродром и будете ждать его там. Там вы будете прощаться с ним последними, а здесь я с ним буду прощаться. Я одна».
Друзья Николая явно в Лизу чуточку влюблены и сейчас по-хорошему завидуют тому, ради кого их столь решительно выставляют. Конечно же, и фотокорреспондент Миша Вайнштейн, обожающий озорно напевать: «Николай, давай закурим...», не может обидеться на Лизу, которая насильственно надевает на него кожанку, да ещё приговаривает: «Честное слово, Мишка, сейчас я тебя побью...» Мишка только отшучивается: «Эх, был человек, а потом взял и женился...».
Немногословная сцена прощания: ещё чуть-чуть побыть вместе, ещё пять минут... Лиза заводит будильник – и совсем скоро он безжалостно трезвонит. Николай всматривается в глаза любимой, где – боль, отчаяние, надежда: «Пока ты будешь вот такая, я отовсюду вернусь...» Он берёт с собой ключ от квартиры – как прежде делал всегда, отправляясь в мирный полёт.
Выполняя боевое задание, Ермолов ведёт самолет на бомбёжку. Машина подбита. Экипажу удаётся спастись, но лётчики – в тылу противника. Гитлеровцы окружили горсточку храбрецов. Ермолов приказывает фоторепортёру Вайнштейну, который тоже участвовал в операции, пробираться к линии фронта, а он, мол, с товарищами будет этот отход прикрывать. Передаёт другу документы, ордена... С болью повинуясь приказу командира, Михаил уползает в лес и в последний момент, потрясённый, видит, как фашисты прорвались к лётчикам.
Страшно женщине слушать горький рассказ. Не только Михаил, но и остальные друзья Николая тоже считают его погибшим. Однако Лиза, хоть и стонет сердце, смириться с этой вестью не в силах и поэтому гневно кричит им: «Уже похоронили! Поверили!..»
Она отказывается эвакуироваться со своим институтом, поступает на завод, трудится «на окопах»... Она вправе осудить безвольную Соню, жалующуюся, что после ухода мужа на фронт «руки опустились». Вот возвращается «с окопов» домой. На душе очень тревожно: враг рвётся к Москве. Открывает почтовый ящик: весточки от Николая опять нет... Глаза гаснут от невыносимой тоски, но рядом – подруги, с которыми вместе рыла окопы, которые тоже устали, промёрзли, голодны, тоже ждут писем с фронта, – и боль, и тоска прячутся в глубину глаз, в чуть заметную горькую складку губ... Ловко расставила на столе нехитрую закуску. Смеясь, подхватила подругу, запела в танце: «Хороша я, хороша...»
И снова – боль веры, когда другие уже не верят... Любовь к мужу, беспокойство за него для Лизы сплетаются воедино с тревогой за родной город, за родную страну.
И ведь не обмануло любящее сердце: Николай действительно спасся, и теперь он руководит борьбой партизанского отряда. Но Лиза этого ещё не знает. Происходит волнующая встреча Ермолова с заброшенным в партизанский край фотокором Вайнштейном (одна из лучших актёрских работ Льва Свердлина). Михаил спешит в Москву с такой доброй вестью, но воздушный бой эту дорогу обрывает.
А Лиза ждёт. И вот однажды поворачивается в замке ключ, входит Николай, и она очень тихо говорит ему: «Как долго тебя не было...»
Хорошо помню, как люди смотрели этот фильм. В сводках Совинформбюро раз от разу появлялись добрые вести, но тоска по тем, кто был на фронте, становилась всё невыносимей. И когда на экране задумчиво пели: «Сколько б ни было в жизни дорог, в этот дом я привык приходить...» – каждый в кинозале, наверное, мысленно молил: «Вернись, родимый, домой живым! Победи и вернись!..»
Для Валентины Серовой эта роль стала любимой, а для Бориса Блинова – последней: он скончался через несколько дней после премьеры. Снимался, превозмогая тяжёлую болезнь, зная, что не выживет. Но работу до конца актёр всё-таки довёл, свершил свой человеческий и гражданский подвиг, потому что должен был жить и воевать его герой, лётчик Николай Ермолов, должен был, несмотря ни на что, вернуться к той, которая ждала.
Автор: Лев Сидоровский, Иркутск - Петербург
Кадр из кинофильма «Жди меня», 1943-й.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!