01 июля 2022
08:51

Молчановка и краеведческий музей подготовили аудиогид «Качугский тракт – от Иркутска до Верхоленска»

19 мая 2022

Иркутская областная библиотека имени И. И. Молчанова-Сибирского и Иркутский областной краеведческий музей имени Н. Н. Муравьева-Амурского подготовили аудиогид «Качугский тракт – от Иркутска до Верхоленска»

Аудиопутешествие пролегает на северо-восток, к верховьям реки Лены, в сторону поселка Качуг, расположенного в 250 км от Иркутска. Качугский тракт является частью легендарного исторического маршрута – Якутского тракта, который проходил от Иркутска на северо-восток к берегам реки Лены и далее по реке направлялся в Якутск.

Аудиогид включает в себя краеведческую и туристическую информацию, а также локальный культурно-исторический материал. Текст аудиогида можно послушать и прочитать на русском и английском языке. Для некоторых объектов добавлено фоновое звуковое сопровождение. 

Благодаря GPS-навигации аудиогид «подскажет», где путешественник находится, и расскажет познавательные истории об этих местах.

Слушайте аудиогид на официальном сайте или через приложение международной сторителлинговой платформы izi.TRAVEL.

"Глагол" предлагает небольшой отрывок из аудиогида.

Еще до прихода русских в эти края вдоль рек и по самим рекам шла бесконечная миграция племен и народов. Кочевники в поисках лучших пастбищ перемещались по огромным территориям, а охотники и рыболовы селились вблизи рек и углублялись в таежные дебри. 

О бурной деятельности человека в этих местах свидетельствуют многочисленные древние стоянки, могильники и наскальные рисунки. В первой половине XVII века от Илимского и Усть-Кутского острогов, поставленных в 1630 и 1632 годах атаманом Иваном Галкиным, шли по берегам Лены на север, в якутские земли, и на юг, поднимаясь к верховьям реки, первые отряды русских казаков-первопроходцев. 

По мере освоения ими Сибири, в том числе ее северных территорий, возникла государственная необходимость в создании регулярного сообщения между удаленными друг от друга острогами и селениями. 

Оперативной связью в те времена являлась ямская почтовая служба. Стараниями командора Витуса Беринга, руководителя Великой Сибирской экспедиции, почтовое сообщение между Иркутском и Якутском было организовано в 1738 году. Строительство почтовых станций, так называемых  станков, вдоль тракта было начато в 1743 году. Этот год можно считать временем создания Иркутско-Якутского (Якутского) почтового тракта. 

Этим трактом проезжали многие известные исследователи Севера и покорители новых земель. Например, в составе Великой Сибирской экспедиции по тракту двигались Витус Беринг и Герхард Миллер. Неоднократно здесь проезжали руководители Российско-Американской компании Григорий Шелихов и Александр Баранов. По этим местам пролегли в далекие американские земли миссионерские маршруты преподобного Германа Аляскинского и святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. По тракту также следовал путь исследователей побережья Ледовитого океана – барона Фердинанда Врангеля и лицейского друга Пушкина Федора Матюшкина, двигалась экспедиция князя Петра Кропоткина на Лену и Вилюй. 

Из Иркутска на север следовал по этому пути Александр Колчак со спасательной экспедицией на поиски пропавшего в полярных льдах барона Толля. По Якутскому тракту шли не только исследовательские экспедиции. Несметными богатствами манили новые территории промышленников и купцов. Для преступников и вольнодумцев суровая сибирская земля стала местом отбывания наказаний. 

Этапами по тракту шли ссыльные и каторжники: от Радищева и декабристов, народников и первых марксистов до революционеров Дзержинского, Троцкого, Фрунзе, Молотова, вставших позднее во главе создания Советского государства. 

Выезд из Иркутска по Якутскому тракту начинается затяжным подъемом – это гора Веселая. Сейчас уже невозможно доподлинно установить причину такого названия. Народная молва связывает с ней эмоции радости и веселья, возникавшие у путешественников, прибывавших в Иркутск из многотрудных странствий и видевших красивую панораму города с вершины горы. Возможно, название по злой иронии «приклеилось» к месту из-за промышлявших в этих краях банд лиходеев и разбойников, грабивших караваны купцов. Последнее громкое происшествие пришлось на середину 1920-х годов, когда банда атамана Кочкина в составе 150 конников намеревалась штурмом взять Иркутск. Здесь, в деревне Топка у подножья горы Веселой, она попала в засаду под шквальный пулеметный огонь ЧОНа. Такие части особого назначения были созданы советской властью для борьбы с бандитизмом. В вооруженные отряды входили члены партии большевиков и комсомольцы. 

В советское и настоящее время Якутский тракт активно используется как одна из основных сибирских транспортных магистралей. Но для перевозки пассажиров и заброски грузов в труднодоступные места еще в 1920-х годах были освоены северные авиалинии.  В последние годы Якутский тракт начинает развиваться как популярный туристический маршрут.

Фото Елены Воробьевой

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также