Оксана Цепилова: Неподъемная логистика, или есть ли у кинопроизводителей перспективы в регионах

Оксана Цепилова
Оксана Цепилова
19 мая 2023

Наша необъятная Россия богата самыми разными локациями, природными съемочными павильонами. Мало в какой стране мира можно встретить такое же разнообразие природных ландшафтов.

нерпенок

Бурятия и Иркутская область при этом могут дать фору многим российским регионам, здесь можно найти и заснеженные горы, и граничащие с ними песчаные пустыни, бескрайние степи и зеленые луга, чистейшие озёра и реки, а также неземные «лунные» и «космические» пейзажи. Вот только увидеть все это на больших экранах дело буквально исключительного случая, а все потому, что производить большое кино в регионах мешает ряд серьезных факторов.

Тема условий развития кинопроизводства в регионах стала лейтмотивом круглых столов и open-talk-площадок кинофестиваля детского и семейного кино «Хрустальный нерпёнок», который проходил в Улан-Удэ с 12 по 17 мая. В открытых разговорах приняли кинематографисты из разных уголков России и зарубежья, а также представители министерства культуры Республики Бурятия и лично министр Соелма Дагаева.

Основными причинами, которые заставляют продюсеров и режиссеров искать локации поближе к Москве, практически все серьезные кинопроизводители называют сложную логистику, в виду географической удаленности, а также отсутствие кинопроизводственных баз и оборудования.

По мнению продюсера и режиссера из Иркутска Максима Савченко, компания которого часто предоставляет сервис федеральным и зарубежным производителям видеоконтента, в первую очередь регионы должны иметь не сложную технику, а «железо»:

«Я уже несколько лет говорю о том, что для компаний, которые приезжают в регионы, чтобы снимать фильмы, важно на местах иметь доступ к различным комплектующим: штативам, стойкам, свету, батарейкам и тому подобному. Привезти камеру из Москвы не проблема, проблема как раз довезти то самое тяжелое и зачастую очень объемное оборудование, расходники».

Режиссер Антон Богданов считает, что без материально-технической базы будет крайне сложно сподвигнуть кинематографистов ехать в регионы:

«Те, кто не сталкивался с кинопроизводством, в первую очередь думают, что речь именно о камерах и оптике. Но на самом деле кино - это большая команда, которой нужны элементарные бытовые условия: вагончики для актеров, туалеты, кухня, трейлеры, световое оборудование, генераторы и многое другое. В частности именно поэтому очень трудно «затащить» в регион звезд». Известных актеров пугают бытовые условия».

Гостья из Татарстана, продюсер и директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова поделилась своим опытом. По ее словам, киноиндустрию региона им помогают развивать такие факторы, как программы подготовки кадрового резерва, развитие кинофестивалей, в частности самого авторитетного в мировом киносообществе Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино, а также возможность самостоятельно формировать репертуар для муниципальных кинотеатров.

Отметим, что кадровый вопрос в приоритете у многих кинокомпаний. Возможность нанять в регионе техников, осветителей и других специалистов среднего звена - это вопрос первой необходимости. Также все эксперты сходятся во мнении, что главным формирующим условием для киносреды являются событийные мероприятия, такие как например, кинофестивали. Именно они делают возможным открытый диалог между кинематографистами, властями и бизнесом, становятся мостиком между желанием делать кино и возможностью его создавать. 

Неслучайно на фестивале часто отмечали положительный опыт иркутского Центра развития кинематографии имени Леонида Гайдая «ГайдайЦентра», который ведет активную работу по развитию кинокомьюнити, которое ежегодно растет.

Теперь настала очередь Улан-Удэ, где первый кинофестиваль «Хрустальный нерпёнок» громко заявил о себе и как событие, и как диалоговая площадка. Министр культуры Соелма Дагаева заявила, что министерство культуры намерено развивать и поддерживать бурятский кинематограф. В частности, учредить кинокомиссию по рибейтам и назначить фонд рибейта в размере 10 млн рублей. Сделать возврат денежных средств и этого фонда  смогут кинопроизводители, работающие над фильмами на территории Бурятии.

Автор: Оксана Цепилова, телеграм-канал «Кинокружок» 

Фото пресс-службы министерства культуры Бурятии

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также