Старинная деревня Усть-Куда расположена в 20 км от Иркутска на берегу реки Куды. Богатая история то вытаскивала ее на передний план, то прятала за более крупный Урик.
Кудинская слобода образовалась в 1667 году. Откуда пошло такое название – открытый вопрос до сих пор. Кто-то уверен, что от бурятского «худа» (сват) или «худайн гол» (сватова долина). Некоторые утверждают, что в название есть что-то тюркское «када» (крутой, обрывистый, и нам эта версия нравится больше. Куда – маленькая река, но с характером.
Известно, что земли были отведены казакам Андрею Савельеву, Кондратию Черному и Афанасию Анкудинову. Они и стали первыми жителями заимки. Место удобное, симпатичное, поэтому через пять лет здесь стояли уже 12 дворов, а через сорок лет – 38 хозяйств.
На фото Усть-Куда XIX века
Декабристы Поджио и Муханов
Известной на всю округу деревня стала после восстания декабристов. Здесь на поселении остановились Петр Муханов, братья Александр и Иосиф Поджио, Александр Сутгоф. Именно они приучили сибиряков заводить грядки и выращивать зелень, помидоры и арбузы, огурцы и капусту.
На берегу реки у горы Камчатник стоит каменная скамья, которую сделали сами декабристы. Когда-то рядом с ней стоял двухэтажный особняк Сергея Волконского.
Каменная скамья, фото Петра Кузнецова
Первым из столичных вольнодумцев в 1834 году сюда проторил дорогу Иосиф Поджио. «Дом, занимаемый Поджио, был небольшой и отличался от прочих крестьянских только тем, что был обшит тесом и потому казался опрятнее; небольшое крылечко со двора вводило в обширные темные сени, откуда поднималась широкая лестница на чердак, служивший сенным сараем; из сеней вход был в большую комнату с окнами на деревенскую улицу, игравшую роль и салона, и столовой; потом следовали две комнаты, выходившие на огород».
Иосиф долго удивлялся, что местные жители называют картошку яблоками, и очень гордился, что на его огороде росла канталупа, один из европейских сортов дыни.
Иосиф Поджио, дагерротип А. Давиньона. Иркутск, 1845.
Через пять лет сюда переехал Александр, его младший брат. Братья любили гулять по придорожному лесу «то в погоне за бабочками и насекомыми, то в поисках за ягодами, грибами и цветами», причем Иосиф без кучера свободно управлял лошадьми. Тогда Усть-Куда, по воспоминаниям Николая Белоголового, была небольшая деревенька из одной улицы в полсотни домов.
Декабрист Евгений Оболенский в одном из писем так описывал Иосифа тех лет: «Одежда его своеобразна, он носит длинные волосы, на подобии наших священников; красивая чёрная борода и красивые усы подчёркивают его итальянскую физиономию; его костюм - русский полуказакин; всё это составляет нечто необычайное и чудное и поражает вас, когда вы слышите его французский говор и любезности с дамами. Его главное занятие садоводство. Он угощал нас дынями своей выводки, которые сделали бы честь и петербургскому столу».
Сейчас таких людей почти не встретишь в сибирском селе, а представьте себе, что это было почти два века назад. Жил он один, поскольку два его брака остались в прошлом, в столице. В Усть-Куде он хотел жениться на местной крестьянке Анастасии Третьяковой, просил разрешение матери, но она отказала ему в поддержке. Его обожали деревенские дети, он учил их не только грамоте, но и охоте. А вот Александр был любвеобилен, в 1851 году женился на выпускнице Института благородных девиц Ларисе Смирновой, в браке родилась дочь Варвара. Именем Поджио названа улица, ее заслужили оба брата – и Иосиф, и Александр. Больше улиц с таким названием нет нигде в стране.
Александр Поджио, фото неизвестного мастера, 1860-е.
По соседству с братьями Поджио поселился Петр Муханов, который задержался здесь почти на десять лет. В собственном доме он открыл школу, сам преподавал математику в приходской школе. Здесь он составил записку министру просвещения «о мерах по улучшению просвещения и образования в Сибири».
А еще Петр Муханов был историком, изучал ценообразование хлеба, развитие золотопромышленности, подготовил записку для ревизионной комиссии Восточной Сибири о судоходстве по Ангаре. Частыми гостями Муханова были не только Волконские, но старик Раевский. Сейчас об известном декабристе напоминает одна из центральных улиц, ведущая к храму.
Рисунок Петра Муханова
Кстати, других поселений в Иркутской области, где столько топонимических знаков, связанных с декабристами, нет. На карте еще есть переулок Декабристов. Да и любили здесь декабристов, ведь они своим дома крестьянам оставили. Об этом долго вспоминал местный старик Елизар: «Декабристы нас соберут, разговаривают, угощают, наукой' кормят, завещая держаться за грамоту крепко».
А еще село гордится тем, что здесь жил участник польского восстания 1831 года Юлиан Сабиньский, который опубликовал «Сибирский дневник». Воспитанный на европейские манеры, знаток семи языков жил в маленькой избушке, которая к тому времени вросла в землю.
Казанская церковь
И декабристы, и поляки ходили в храм. В XVIII веке здесь стояло деревянное здание, скорее всего часовня (проверить невозможно – метрические книги не сохранились), а вот 20 июня 1803 года на месте молитвенного дома было заложено основание каменного храма. Летопись Петра Пежемского гласит, что иконостас в строящуюся каменную церковь в Усть-Куде отдали в 1782 году, видимо не построили тогда. Причины нам также неизвестны.
Казанская церковь. Фото Александра Степанова
Каменная Казанская церковь трехпрестольная. Первый – северный - предел во имя святителя и чудотворца Николая был освящен 8 мая 1805 года, престол во имя иконы Казанской Божией Матери освятили 17 октября 1807 года, и верхний предел во имя святого пророка Ильи был освящен около 1820 года. Известно, что большой колокол весил 56 пудов, а в 1885 году при церкви работала приходская школа, которую содержали селяне. В то время было 50 учеников, а учителем был сын крестьянина Говоров. 29 мая 1936 года церковь закрыли. Но сейчас церковь вновь украшает деревню и является центром притяжения не только местных жителей, но и туристов.
Время артелей и колхозов
Гражданская война не прошла мимо деревни. В 1919 году здесь проходили войска Владимира Каппеля, которые торопились в Иркутск на защиту Колчака. А вот советская власть устанавливалась сложно. По словам почетного гражданина сельского поселения Юлии Астафьевой, когда она приехала в Усть-Куду, то сразу начала собирать материалы об истории, пыталась уцепиться за любую информацию. Про двадцатые-тридцатые рассказывали, но с опаской. Не все были партизанами, кто-то «дружил» с белыми, помнил еще, как храм закрывали. В 1923 году появилась комсомольская ячейка из 15 человек, две девушки из них. Пришедшие большевики сразу установили сельхозналог, на что жители Усть-Куды и Урика заняли выжидательную позицию. Кто-то уходил на заработки в город, а кто-то вёл гончарный бизнес, строил лодки.
А потом пришло время артелей и колхозов. В конце 1920-х всех собрали в артель имени Буденного и «2-я большевистская весна».
На фото колхозница Коминская из артели Буденного, Усть-Куда (Вост-Сиб.правда)
В 1929 году появилась коммуна «12 Октябрей». Собранные с населения в порядке самообложения средства в 1928 году распределены райисполкомом на строительство школ (7 914 рублей), дорог (800 рублей) и двух прокатных пунктов (3 000 рублей).
На фото колхозница Анна Кубарова из артели «2-я большевистская весна» (Усть-Куда) продает молоко на иркутском базаре, Вост-Сиб.правда.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли 90 человек, 47 усть-кудинцев не вернулись. 9 мая 1970 года в центре деревни был открыт памятник погибшим. Колхозники работали с утра до ночи, тогда райком дал задание «поднять все взрослое население», приезжали горожане ремонтировать технику в обмен на продукцию.
Дорогие земляки, с берегов реки Куды
Мы сейчас на всех парах бьем фашистов в пух и прах,
А сегодня после схватки нам устроен отдых краткий.
Это из стихотворения лейтенанта Бориса Имехенова, опубликованного в 1943 году.
Что могло отвлечь людей от военных воспоминаний? Конечно, новые совместные дела. Это воскресники по восстановлению дорог между Усть-Кудой и Хомутово – тамошняя МТС неоднократно выручала усть-кудинцев. Это развитие садоводства с 1949 года и первые яблоки сорта «Боровинка». К 1956 году отдельные плоды превышали размер крупного куриного яйца и составляли 130 граммов.
Колхоз-миллионер
Послевоенная Усть-Куда – это колхоз «Знамя Ленина», который находился в Урике, но простирал свое влияние на Московщину, Столбова, Грановщину, Лыловщину, Ширяева, Горяшина, Тайтуры, Тихонову Падь и даже Большое Голоустное. Особо теплые отношения у старожилов сохранились про председателя колхоза «Знамя Ленина» в 1954-1973 годах (образован путем присоединения колхозов имени Буденного, «Имени 19-го партсъезда», имени Хрущева и имени Ленина) Франца Ивановича Голзицкого. Благодарные земляки на доме, где жил председатель, установили мемориальную доску, а в Грановщине его именем назвали улицу.
- Денег нет, кормов нет, стройматериалов, техники нет - вот тебе и колхоз, называется. Всего три автомашины. Крупного рогатого скота было 303 головы, 74 коровы, 260 голов свиней. Удой на корову – 1 722 литра в год. Как в таких условиях увеличить производство, урожайность? Единственно хороший показатель - было 650 лошадей, поэтому занимались коневодством, - позднее вспоминал ФранцГолзицкий. - С чего начали? Возникла мысль сеять люцерну и собирать ее семена. Это позволило развивать животноводство, увеличить денежные доходы колхоза. Почти 500 тысяч рублей получили мы за люцерну. Упор на животноводство сделали: овцы, куры, утки, свиньи, крупный рогатый скот. Отходы при уборке урожая шли на корм.
Было такое время - круглые сутки на работе, контроль непрерывный. Никто на ферму не шел из-за низкой зарплаты. Вместо коровников – страшные сараи.
Поверили колхозники в Голзицкого, а скоро пришли и изменения: появились свои бригады строителей и лесозаготовителей, которые построили клуб, ясли, зерносклад, две фермы, телятник и свинарник (1957), птичник. Тогда колхоз занимал призовые места по надою молока, а фамилии доярок все время были на досках почета.
На фото Валерия Карасева: колхоз «Знамя Ленина», 1982.
После ухода на пенсию Голзицкого его сменил Владимир Андрианович Зуев. Многие называют это время «золотым», ведь тогда средний возраст колхозника был 35 лет, колхоз строил жилье, и разговоры об отъезде в город утихли. В 2003 году колхоз ушел в историю.
На фото Валерия Карасева: уборка урожая в колхозе-миллионере
Поселок геологов
В 1980-е в Усть-Куде появились геологи. Зимой 1982 года сюда из соседнего Столбово переехали работники «Сосновгео», а через три года с Забайкалья в создаваемый поселок перебазировалась геологическая партия №35 - подразделение Сосновской экспедиции первого главного управления министерства геологии СССР. Буквально за год построили дома, магазин, столовую, детский сад и восьмилетнюю школу.
В первое время геологам приходилось тяжело находить контакт с местными жителями. Рассказывают о постоянных драках усть-кудинцев и тех, кто с «Точки» - так называли геологов. Поселок геологов был отделен шлагбаумом, в будке сидел диспетчер, который не пропускал чужие машины, а в магазине не отоваривали селян. Единственное, что было без проблем – это пользование стационарным телефоном.
Конечно, деревенские немного завидовали, что дома геологов строились с горячей водой, детей в детском саду подкармливали конфетами, но в девяностые эта граница начала исчезать, поскольку сельские парни пошли работать к геологам на различные работы. Деление т.н. «старой» части деревни и «новой» ушло в прошлое.
Как живешь сейчас, Усть-Куда?
Важно, что сейчас в Усть-Куде есть люди, которые берегут эту историю. Это и Юлия Астафьева, которая до последнего времени встречалась с молодежью и школьниками, и учитель Луиза Паронян, которая в прошлом году совместно с Вадимом Алтуховым сняла фильм, который можно посмотреть под текстом.
А еще в деревне была и есть богатая культурная жизнь. Много лет она формировалась вокруг уроженца этих мест писателя-фронтовика Алексея Зверева, автора романа «Далеко в стране Иркутской», но о нем мы расскажем отдельно. Зверев это заслужил.
В 2005 году появилось самостоятельное Усть-Кудинское муниципальное образование, а то ведь сто лет и больше Усть-Куда входила в Уриковскую волость или Уриковский сельсовет. Первым главой была избрана Наталья Рузайкина (до 2012). Затем пять лет руководил Михаил Кельман, а с 2017 года сельское муниципальное образование возглавляет Максим Распутин.
По словам мэра Иркутского района Леонида Фролова, в Усть-Куде, как и в любом селе, живут труженики, поэтому задача властей – создать условия для комфортного проживания. За последнее время здесь отремонтирован дом культуры, появилась локация для отдыха. Особенно рады усть-кудинцы за асфальтирование дороги, многие помнят еще как 4 километра с перекрестка Александровского тракта ходили пешком.
Как когда-то стиралась граница между старой и новой частями деревни, так и сейчас при грамотном подходе может исчезнуть граница между городом и деревней. Верить сейчас нужно, как и тогда верили.