Друзей у Вампилова не было, а были прототипы для пьес

20 августа 2022

В дни юбилея Александра Валентиновича Вампилова о нем вспоминают те, с кем он дружил и работал.

Многие пишут о Вампилове, вспоминают о нём на разных официозах, застольях, представляют себя близкими его друзьями. Приятелей, как и положено компанейскому человеку, у него и впрямь было довольно. Права была жена Ольга Вампилова, которая как-то сказала по каналу "Культура", что друзей у Вампилова не было, а были прототипы для пьес. 

Кандидат искусствоведения Тамара Бусаргина уверена, что здесь, конечно, не вся правда - такого потребительского отношения к друзьям-приятелям у него всё-таки не было: "По мнению многих, в том числе и Глеба Пакулова, единственным человеком, которого Вампилов уже тогда выделял из общего ряда иркутских писателей, был Валентин Распутин. К нему он подходил "со опрятностию", как сказал бы протопоп Аввакум.

Конечно, "лицом к лицу лица не увидать", но иногда просто диву даёшься, как можно даже в шоке от раннего трагического конца писателя с ходу поменять отношение к нему и как к человеку и как к творцу, художнику. Многие стали утверждать, что уж они-то первыми разглядели в нём гения. Я слышу голос одного иркутского краснобая (сейчас он слывёт близким другом, знатоком и большим ценителем его творчества). А незадолго до гибели Вампилова, он, сидя в компании (я тому свидетель) уверял присутствующих, что "если бы не бабы, то ни одна из его пьес и сцены-то не увидела". Актёр Ю. жаловался у нас на даче, что ему, к сожалению, приходится играть в "этой слабенькой пьеске" Вампилова, (речь, кажется, шла о "Прощании в июне"). А играть не интересно потому, что ни один из персонажей не прописан, нет развития, да и характера, впрочем, тоже нет. Так , образы-клише. Зато через некоторое время после гибели Саши, там же, на кухне нашей дачи, он раздумчиво произнёс: "Да-а, с кем можно сравнить Вампилова? Разве что с Чеховым? Горький уже не тянет". Вот так.

Вторая история гласит, что именно благодаря Александру Вампилову в обиход вошло выражение "провинциальный анекдот". Ведь вся жизнь Вампилова была связана с "уездными городами": родился в провинциальном Черемхово, детство и школьные годы провёл в Кутулике: "Деревянный, пыльный, с огородами, гостиницей, милицией и стадионом, Кутулик от деревни отстал и к городу не пристал. Словом, районный центр, с головы до пят похожий на все райцентры России, но на всю Россию один-единственный".

Во время учёбы на филфаке Иркутского университета Вампилов написал свои первые рассказы "Персидская сирень" и "Стечение обстоятельств". Позднее современники скажут о нем, что "его образование – не трескучая одежда, а вовремя изымаемый инструмент". Но тогда никто не мог предположить, что поющий под гитару скромный парень с ироничным взглядом или, как он сам о себе говорил, "черемховский подкидыш" в распахнутом пальто вскоре будет являть собой одно из ключевых имён современной драматургии.

"Итак, голос из провинции", – начинал Вампилов свои письма, адресованные завлиту Театра им. М. Н. Ермоловой Елене Якушкиной.

А вот из интервью Андрея Румянцева, биографа драматурга, автора книги о нем в серии "ЖЗЛ": "Мы в последние месяцы его жизни общались меньше - у меня в Москве было много забот, да и у него тоже. В Высшую партийную школу принимали ребят, вхожих в центральные газеты. Я был прикреплен к "Известиям", постоянно ездил. Последняя встреча - это май 1972 года. Он приезжал в Ермоловский театр, где шли репетиции его пьесы. Не то чтобы на бегу, но совсем коротко мы поговорили, я успел сказать, что еду в Рязанскую область, что скоро вернусь домой, и мы сможем повидаться в Улан-Удэ или в Иркутске. Числа 21–22 августа я прилетел в Бурятию. Только сел за стол - звонок. В трубке слышу голос студенческого товарища Юры Николайчука: "Ты вернулся? А я был в Иркутске". Я ему радостно: "Ты Саню видел?" А он мрачновато отвечает: "По поводу Сани я и ездил. Он утонул". Я чуть со стула не упал: "Как утонул, почему утонул?" Вечером все, кто знал Вампилова, собрались, помянули.

Валентин Распутин говорил, что вместе с Вампиловым "в театр пришли искренность и доброта. Вышла на сцену Валентина ("Прошлым летом в Чулимске"), и невольно отступило перед ней всё низкое и грязное... Слабые, незащищённые и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убеждённость у них в главных и святых законах человеческого существования". 

Критик Валентин Курбатов как-то сказал, что Вампилов ушёл, немного не дотянув до пушкинских лет, а  друзья с печалью и любовью оглянулись в воспоминания и написали совершенно обыкновенную жизнь: "Кажется, это их смущало, и они всё время должны были чуть "подогревать" слишком простые события, чтобы сделать их соразмерными будущей славе своего вчерашнего товарища. А между тем самое дорогое как раз и было в этой живой обыкновенности жизни, в полной растворённости Александра в будничном движении времени и поколения". 

Эту неделю Иркутск жил Вампиловым. Надеемся, что с окончанием юбилейный торжеств мы не уберем его книги на полку на пять лет. А молодежь, которая только-только начинает знакомиться с его творчеством, прочтет рассказы и пьесы, сверит часы и время. Свое время и время Вампилова. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также