Совет по профессиональной ориентации под руководством заместителя председателя правительства Валентины Вобликовой утвердил проект Концепции сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области в условиях перехода к цифровой экономике и информационному обществу на период 2021-2025 годов.
Главный редактор «Глагола» Алексей Петров встретился с членом совета, директором центра профориентации PROF.Navigator Олегом Яценко и обсудил тему выбора профессии. Что делает государство, что должны делать родители в этом вопросе.
А. Петров: В жизни каждого молодого человека всегда бывает период, когда он стоит на развилке и должен определиться, чем будет заниматься. Впервые он сталкивается с этим в 14-15 лет, когда дома родители проводят беседы о том, чему он хочет учиться, в каком высшем учебном заведении. Нужно ли вообще идти в вуз? Или лучше сразу зарабатывать деньги?
Вторая дискуссия возникает, когда человеку около 22 лет, он уже без пяти минут дипломник. И его волнует следующее: а где же я буду работать?
И в этот момент появляется вопрос: а чему же ты научился за годы студенчества? Тема профориентации в последнее время стала одной из ключевых, из года в год мы слышим, что либо не тех учим, либо не столько, сколько надо.
О. Яценко: Мы решили сохранить эту формулировку, чтобы было понятно обществу. Здесь ориентация – это компас, который если не указывает на конкретную профессию, то хотя бы дает направление к сфере деятельности.
А. Петров: когда посмотришь на перечень мероприятий, то кажется, что все хорошо. Недели профессий, ярмарки вакансий, конкурсы…Но не могу не вспомнить историю начала 2000-х, когда на истфаке ИГУ было создано отделение «Международные отношения». Пришла мама одного из студентов и спросила, а гарантирует ли университет, что ее сын будет работать в МИДе или посольстве? И тогда декан ей ответил: «Ваш сын учится на направлении международных отношений, а не в дипломатической академии. У него будет широкий кругозор, он будет во многом разбираться. Это больше образование, чем профессия. Навыки еще нужно получать». Что сейчас происходит на этом рынке? Какие люди к вам приходят и какие вопросы задают?
О. Яценко: Вопросы все те же. Кем быть? Что делать? Как добиться успеха? Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше, успешнее, больше зарабатывал, стал знаменитым. Вопросы такие же, а отвечать на них приходится иначе. Изменилась геополитическая реальность, система распределения кадрового резерва.
А. Петров: я понимаю, что если студент закончил обучение в мединституте, то врачом уж точно он сможет работать. Хотя у нас не хватает врачей. 11,5% в списке самых востребованных врачей в Приангарье в январе.
О. Яценко: когда мы отошли от советской реальности и попали в рыночные отношения, то не смогли освоиться. Мы хотим, чтобы было как в Союзе, но при этом желаем свободы. И возникает следующее: человек вынужден как-то сам устроиться, усвоить навыки, наметить цель, построить путь. И это делают единицы. По опросам большинство – 60% - работает не по специальности, 75 % недовольны своей работой. И если врачи не убегают со второго курса, то чаще всего продолжают обучение до конца, а потом несколько лет работают в больнице. Но к нам все чаще приходят молодые люди, отчислившиеся с третьего курса, которые хотят, допустим, работать в нефтегазовой отрасли, но не имеют никакого понятия об этом. Они просто занимают чужие места в вузе, заранее зная, что там работать не будут. И сами не хотят доучиться, и другим возможности такой не дают.
А. Петров: Кто в этом виноват? Студенты? Родители? Общество?
О. Яценко: В Иркутске когда-то был межшкольный центр, который уникальным образом сохранился, а его руководство выбило две или три ставки, и ученики всех школ приходили туда на занятия. Предусматривалась психологическая диагностика, несколько лекций и индивидуальное консультирование. По крайней мере, это была попытка поддержать систему.
А потом она сломалась. А почему? Сейчас на профориентацию в бюджете министерства образования области не выделено ни одного рубля, даже нет строки, куда бы могли эти деньги поступить. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.
А. Петров: насколько компетентны люди, входящие в совет по профессиональной ориентации?
О. Яценко: там действительно те, кто в этом заинтересован. Нам в этом плане повезло. Там доктора педагогических наук, профессионалы своего дела, квалифицированные специалисты. Мы должны до 2025 года запустить систему профориентации, которая затронет все школы с 5 по 11 класс, хотя лучше с 1 класса. Система подразумевает работу с ребенком на протяжении его обучения в школе, ведение его, выстраивание индивидуальной работы, погружение в профессию. На эту систему, естественно, нужно выделить средства. И это примерно около 11 тысяч рублей на ребенка в год. На наш взгляд, каждый школьник региона должен получить такой профориентационный минимум.
А. Петров: что подразумевается под понятием «профориентационный минимум»? Это только занятия в школах?
О. Яценко: мы видим разные форматы. Делаем базу данных, в которую вносим сведения о психологических особенностях ребенка. База пополняется за годы обучения в школе. Потом встречи с профориентационным психологом, когда обсуждаются способности ученика и возможности их применения в определенных профессиях. Ребенку советуют посетить кружки, секции, занятия. Здесь речь идет о выявлении определенных способностей и своеобразном «подкидывании» вариантов профессий. Ребенок определится сам, он сам хозяин своей судьбы. А общество должно предоставить объективные данные и дать возможность выбора. В систему входит также работа с родителями. Самое главное, рекомендации от специалистов по поводу образования.
А. Петров: тогда такой вопрос. Например, провели исследование. Оказалось, что в Иркутске большинство имеют склонности к техническим наукам. Но в городе нет такого количества мест в вузах. Начинается борьба между школой и университетом?
О. Яценко: нет, это два параллельных мира. В некоторых вузах сейчас практически нет конкурса. Например, в сельскохозяйственной академии. Инженерные специальности – куда более востребованней?
А. Петров: кстати, о востребованных профессиях. Инженер – на седьмом месте. После врача и продавца. А первое место занимает водитель. В Иркутске дефицит водителей!
О. Яценко: Я к статистике отношусь скептически. Зачастую ее просто рисуют. Но тренды общие ясны. Любой хороший специалист – на вес золота. Профессионалы всегда нужны. Но вернемся к вопросу о школах и вузах. Два мира не борются между собой, но они друг друга недостаточно знают, и поэтому не совсем хорошо владеют информацией. И не получается прогнозировать спрос на специальности. Образование постоянно запаздывает и не понимает, с чем работать. А благодаря этой системе мы будем стремиться предугадывать спрос и идти вперед. Также вопрос о талантливой молодежи, тоже очень важный.
А. Петров: где взять этого талантливого человека? И что это за проекты будут, которые совет предлагает?
О. Яценко: талант не дается по щелчку пальцев. Талантливый врач не проявится в 11-класснике просто так. Его нужно наблюдать с самого детства. На что он обращает внимание, что его увлекает. Например, если интересна ребенку природа, то надо ему хотя бы сказать, что есть станция юных натуралистов. Новизна совета – в индивидуальном подходе. Главное – разглядеть ребенка, не спугнуть его, подсказать, помочь. Когда дети занимаются тем, к чему лежит душа, то преуспевают в развитии. И когда наступает время выбирать профессию, то делают это осознанно, а не случайно.
А. Петров: а где учат на обучение профориентации детей? Что это за профессия такая?
О. Яценко: это дисциплина на стыке психологии, педагогики и бизнеса. Этому нигде не учат. И это серьезная проблема. Человек может быть подготовлен по педагогике и психологии, а потом получить квалификацию в профориентационном ключе. На региональном уровне определились с минобразования, какая организация является оператором в регионе. Цифровая платформа и методики будут предоставлять из единого центра. Постепенно все обрастет кадрами.
А. Петров: сколько вы даете времени на пробный этап и подготовку специалистов?
О. Яценко: первые результаты стоит ждать к 2023 году.
А. Петров: где вы собираете информацию?
О. Яценко: могу с уверенностью сказать, что наш регион – один из самых продвинутых! Да, есть Москва, Казань... Но ни в одном регионе нет такой системы. И то, что делаем мы, очень важно. Мы позволим системе стать конкурентоспособной, подскажем, что будет пользоваться спросом, целевые места на какие специальности стоит сохранить, кому льготное жилье предоставить. В этом вопросе наш регион сейчас впереди. Зарубежные методики тоже изучаем, но там другая реальность. В Америке профориентация существует, но там за все платят. За все свои ошибки. В России по-другому, система сложнее.
Профориентация – это тот же проект здания. Дом можно построить и без проекта. Но получится дороже, а здание и вовсе рухнет через какое-то время. Все зависит от многих факторов. И точно так же и с образованием. Часто говорю на эту тему с родителями. Многие потратили миллионы на образование, а в итоге ребенок кладет диплом на стол и заявляет, что все это совсем не то, что хотел. И нужно опять что-то искать, что-то предпринимать. И потратить еще миллион на очередное обучение. И таких случаев множество! Грамотная и своевременная профориентация позволила бы этого избежать. Конечно, родителям стоит об этом позаботиться, поставить такую задачу. Но если мы будем ждать, то можем все пропустить, и регион останется без талантливой молодежи. В таком случае грозит «обезлюдивание». Убежден, профориентация поможет не задержать талантливых молодых людей в регионе, а дать им возможности для самореализации здесь. У нас ведь есть потенциал для развития! И вузы, и предприятия.
Приведу один пример, который меня очень порадовал. Недавно встретился с нашим выпускником в Санкт-Петербурге, который у нас «наблюдался» в течение нескольких лет. Он химик, фармацевт. Еще школьником он начал систематически заниматься, готовиться к поступлению в вуз. В итоге прошел по целевому набору «Фармасинтеза», его отправили в Санкт-Петербург, платят там стипендию, у него гарантированное рабочее место. Он успешный студент, у него практически нет конкурентов. Сейчас решает вопрос с магистратурой. Он заявил, что вернется жить и работать в Братск, потому что там новейший фармацевтический завод. Это же идеальная модель – как региону выучить специалистов и заинтересовать в работе! Уверен, через несколько лет из него получится высококлассный специалист! Это тот вариант, который нужно реализовать в Иркутской области.
Адрес центра профориентации PROF.Navigator: Иркутск, ул. Степана Разина, 6, оф. 308.